Выбираем шипованные шины r17

Супертест шипованных шин 235/65 R17 SUV: великолепная семерка

Кроссоверные шины отличаются от легковых усиленными боковинами и плечевой зоной, ведь им чаще приходится скакать по бордюрам и придорожным канавам. Памятуя о том, что подобные шины размерности 215/65 R16 для малых кроссоверов мы уже испытывали пару лет назад на автомобиле Renault Duster, на сей раз решили подняться на размер выше. В качестве тестовой машины взяли Audi Q5.

Соперников подобрали из разных ценовых категорий. Самые дорогие в нашей выборке — носители передовых технологий ContiIceContact 2 SUV и Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Такие дешевле десяти тысяч рублей за штуку не купишь. Michelin Latitude X-Ice North 2+ чуть дороже восьми тысяч. Около семи с половиной стоят не менее именитые «баллоны» Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV 4×4 и Pirelli Ice Zero. А самые скромные по цене — «японцы» Dunlop Grandtrek Ice 02 (6450 рублей) и Toyo Observe G3‑Ice (6050 рублей).

Все покрышки перед тестами пробежали обкаточные 500 км. И доставлены прямиком… в ад. Точнее, в «Белый ад», как называют зимний полигон компании Nokian, расположенный на берегу озера Таммиярви.

Что показал VBOX?

Наш измерительный комплекс VBOX не может достучаться до спутников через покрытую толстым слоем снега крышу, накрывающую ледяной разгонный прямик (навес нужен для того, чтобы сохранять лед в идеальном состоянии). Поэтому на льду разгонную динамику и тормозной путь мы измеряли аппаратурой Dutron с оптическим датчиком. Для большей точности результатов засекали время разгона до 30 с 5 км/ч, а не с нуля.

Самый быстрый спурт, как и кратчайший тормозной путь (c 30 до 5 км/ч), Audi Q5 показал на шинах Nokian (2,9 с и 14,4 м). А в аутсайдерах оказались Dunlop (разгон за 4,2 с) и Michelin (тормозной путь 20 м).

Все последующие тесты проводили под открытым небом, а замеры делали комплексом VBOX. На ледовом круге лучшее время Q5 показал на шинах Nokian — 31,7 с. На две десятых хуже результат на шинах Continental — второе место. А скромнее всех выступил Dunlop: 33,8 с.

Переходим на снег и замеряем разгон уже с места (с 0 до 40 км/ч), но в двух режимах. Сначала — без пробуксовки, с электронным «ошейником». Затем — отключив противобуксовочную систему TСS и буксуя всеми четырьмя колесами: пусть полный привод покажет, на что способен.

Результаты получили занятные. В заездах с включенной электроникой, ограничива­ющей пробуксовку колес, лучшими оказались Continental и Pirelli — 3,3 с, четырем соперникам понадобилось лишь на одну десятую больше, еще чуточку отстал Dunlop — 3,5 с.

Разгон в стиле «газ в пол» получился чуть быстрее, а места распределились иначе. Лучшее время — на шинах Continental, Nokian и Toyo. А самый медленный разгон — вновь на Pirelli: те же 3,3 с, что и на грани пробуксовки. То есть на этих шинах все равно, как разгоняться — внатяг или безжалостно взрывая снег. В серединку (3,2 с) легли результаты на шинах Dunlop и Goodyear.

Оценки экспертов

По управляемости на льду самый высокий балл заслужили Continental, Michelin и Nokian. Больше всего нареканий вызвали покрышки Dunlop: увеличиваются задержки в реакциях и углы поворота руля, точному управлению автомобилем мешает низкая информативность и долгие боковые скольжения.

Оценивая курсовую устойчивость на снегу, эксперты были покорены «шиповками» Pirelli: на них Q5 радовал плотным, высокоинформативным рулем и незамедлительными реакциями. Чуть меньше понравились Dunlop, Nokian и Toyo. К остальным, впрочем, претензии тоже незначительные.

При оценке управляемости, проводимой на специальной снежной трассе, из предыдущей лидирующей тройки лучшими мы признали шины Dunlop и Nokian. Остальные дышали им в спину, и серьезных замечаний не получил никто.

А вот при оценке проходимости разброс результатов оказался велик. Шинам Goodyeаr мы поставили максимальную оценку, что бывает крайне редко: Q5 превратился в снегоход, которому нипочем любые сугробы. Nokian и Michelin позволяют очень уверенно не только преодолевать снежную целину, но и трогаться и маневрировать в глубоких сугробах, а также уверенно выбираться назад по своим следам. Без весомых замечаний, но и без восторгов обошлись покрышки Dunlop и Pirelli. Неувереннее всего в глубоком снегу кроссовер вел себя на шинах Toyo: неохо­тно трогался, причем только внатяг, а при малейшей пробуксовке норовил закопаться.

Кроме того, мы выставили предварительные оценки по плавности хода и уровню шума. Окончательные итоги можно подводить лишь после асфальтовых тестов, дающих корректировку в худшую сторону.

Проверка шипов

После «белых» тестов мы тщательно осмотрели шины, специальным индикатором Mitutoyo проверили величину выступания шипов, посчитали их потери за время обкатки и тестов.

Предельное выступание шипов — не более полутора миллиметров. Существующие скандинавские ограничения («гвоздики» должны торчать из покрышки не более чем на 2 мм) соблюдены с хорошим запасом.

А потери невелики. Continental, Nokian и Michelin не посеяли ни одного шипа. Хороший пример! Pirelli и Toyo упустили по одному «гвоздику» из передних левых колес. Потери Гудиера — два шипа, Данлопа — три, все из тех же передних левых. Поскольку в каждой шине не меньше 115 шипов, это хороший результат.

А теперь — на асфальт!

Надо было дождаться, когда в Поволжье сойдет снег, высохнут дороги и прекратится весенний ветер, мешающий точно оценить топливную экономичность. Только в конце апреля — начале мая появилась возможность проверить шины на асфальте. Реализовали мы ее на полигоне АВТОВАЗа близ Тольятти при температуре воздуха +5…+7 ºС. Это температурный порог сезонной смены шин в любую сторону — с зимы на лето и наоборот.

Самое щадящее упражнение для шипованных шин — оценка экономичности. Совмещаем ее с экспертной оценкой курсовой устойчивости на асфальте, а также уточняем оценки по уровню шума и плавности хода.

Увы, трансмиссия Audi Q5 не предусматривает режима привода только на одну ось, потому все работы проведены в полнопривод­ном состоянии. Для исследования экономичности это далеко не идеальный вариант. Постоянный полный привод — точнее, циркулирующая в трансмиссии мощность — нивелирует разницу в расходах топлива на разных шинах. С другой стороны, результаты, полученные в процессе дорожных испытаний, ­наиболее близки к реальным в повседневной эксплуатации. Нам удалось поймать ничтожную разницу между шинами по расходу топлива: разброс составил одну десятую литра. Считаем, что победителей и побежденных в этом тесте нет.

А вот на экспертные оценки поведения автомобиля стоит обратить внимание. По курсовой устойчивости всех обставил Michelin. На этих шинах Audi Q5 продемонстрировал четкое следование заданному направлению, высокую информативность и незамедлительные реакции на повороты руля — словно на летних шинах. И по комфорту Michelin оказался вне конкуренции. Шины мягкие и тихие. Сравниться с ними смог лишь Continental — но только по плавности хода.

На «противоположном берегу» оказались Goodyear и Pirelli — они будто соревновались между собой в шумности, вибронагруженности и жесткости. Мы не смогли однозначно определить, кто из них громче и жестче, — обе модели «хороши».

Закончили тесты традиционно — торможением на сухом асфальте и на мокром. В дисциплине «замедление с 60 до 5 км/ч на мокром покрытии» первое место на подиуме поделили шины Nokian и Goodyear, а при торможении посуху с 80 до 5 км/ч всех обошел Continental.

Чем сердце успокоится?

Удивительно, но состав подиума в тестах зимних шин этого сезона (разного размера, шипованных и фрикционных, легковых и SUV) одинаков. Призеры лишь меняются местами. Это говорит о силе и стабильности лидирующих компаний — Continental, Goodyear и Nokian. На сей раз первое место в нашем тесте заняли шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, набравшие 943 балла. У них практически нет недостатков, а то, что стало поводом для легких придирок матерых экспертов, обычные водители вряд ли прочувствуют при повседневной езде. Впрочем, один существенный недостаток у победителя все-таки есть — высокая цена.

На второй ступени подиума расположился Goodyear UltraGrip Ice Arctic SUV 4×4 с результатом 909 баллов. Шина-вездеход! Таким обычно прощают недостаток комфорта. Приятно, что цена не столь высока, как у лидера.

Третье место с отрывом всего в шесть баллов от второго занял Continental ContiIceContact 2 SUV (903 балла). Эти шины обеспечивают лучшее сцепление и на снегу, и на сухом асфальте. Недостатков, за исключением совсем мелких замечаний, не отмечено. Впрочем, соотношение цены и качества могло быть и привлекательнее — если бы цена была чуть ниже.

Модель Pirelli Ice Zero набрала 893 балла и заняла четвертое место. Эти шины хуже соперников тормозят на снегу, проигрывая победителю 10% в тормозном пути. Зато могут похвастаться очень четким следованием курсу на заснеженной дороге.

Скромные 880 баллов позволили шинам Michelin Latitude X-Ice North 2+ занять пятую позицию в нашей табели о рангах. У них самое слабое продольное сцепление на льду, но при этом они наделяют машину четкой и понятной управляемостью. Вдобавок порадовали хорошей курсовой устойчивостью на любой дороге (рекомендуем для дальних поездок!), высоким уровнем комфорта и отменной проходимостью — на них можно смело спрыгивать на зимник.

В категорию очень хороших шин (по нашему раскладу — от 870 до 899 баллов) вписалась и модель Dunlop Grandtrek Ice 02, заработавшая 876 баллов. У нее слабоваты тормозные свойства на асфальте (уступает лидерам около 7% на мокром и чуть больше 3% на сухом) и поперечное сцепление на льду. Но на заснеженной дороге и на бездорожье Dunlop чувствует себя как дома.

Замыкает список Toyo Observe G3‑Ice: почетное седьмое место и звание хороших шин (861 балл). Покрышки «интеллигентные», наши сугробы не про них. Сцепные свойства на льду и асфальте самые скромные, но на заснеженных дорогах эти шины позволят чувствовать себя уверенно. И, что крайне важно для любого покупателя, эти шины оказались лучшими по соотношению цены и качества. Иными словами, не настолько они хуже ближайших соперников, насколько дешевле.

Троечников в нашей выборке не оказалось. До последнего места — сплошь отличники и хорошисты. Великолепная семерка!

7 шипованных шин: тест на снегу и льду

На зиму 17‑дюймовые шины для машин гольф-класса выбирают, например, обладатели заряженных автомобилей с большими тормозами, которым колеса с меньшим посадочным диаметром попросту малы. Хотя в угоду дизайну обувку размером 225/45 R17 сегодня «носит» не только быстрая Skoda Octavia RS, но и топовые версии массовых седанов типа Toyota Corolla или Kia Cerato.

Из семи «шиповок», отобранных для испытаний, наиболее дорогими являются шины премиального дуэта — это Michelin X-Ice North 4 с французскими корнями и нескромной ценой минимум в 10 тысяч рублей, а также Nokian Hakkapeliitta 9 с финской родословной и запредельным прайсом от 11,5 тысяч рублей. За штуку! При этом обе покрышки изготовлены в России.

Средняя ценовая категория (от шести до семи с половиной тысяч рублей) представлена квартетом из двух «корейцев» — Kumho WinterCraft ice Wi31 и Hankook Winter i*Pike RS2, в компании «сваренных» в России шин Nordman 7 финской разработки и Yokohama IceGuard IG65. Меньше четырех тысяч рублей стоит один из самых доступных на рынке китайский Sailun Ice Blazer WST3.

Качество ошиповки

Минимальное число шипов — 128 на колесо у Сайлуна и Нордмана, а рекордсменом стал Michelin с 250 «гвоздиками». По требованиям Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» их не должно быть более 60 штук на погонный метр протектора, то есть для размерности 225/45 R17 — максимум 120 шипов на колесо. Значит, производители всех семи шин воспользовались «планом Б», допускаемым тем же регламентом: установили столько «колючек», сколько хотели, но доказали в независимой лаборатории, что износ дорожного покрытия не превышает допустимых значений.

Величина выступания шипов после обкатки оказалась близка к значениям, оговоренным техрегламентом (0,9–1,5 мм для новых шин). Исключение составили покрышки Kumho со слишком малым вылетом «гвоздей» (0,7–1,0 мм) и Sailun со значительным разбросом значений (0,7–1,8 мм).

Где проводили испытания?

От каверз теплых зим мы снова укрылись в финской Лапландии, на полигоне компании Nokian Tyres. С холодами там полный порядок: температура воздуха во время испытаний колебалась от —2 °C до —25 °C. Как обычно, во всех тестах мы отслеживали изменение состояния покрытия с помощью дополнительных референсных шин, устанавливая их через каждые две-три «зачетные».

Памятуя «прозрачную» управляемость и правильное переднеприводное поведение, в качестве тестового автомобиля взяли Volkswagen Golf. Замеры выполняли спутниковым измерительным комплексом Racelogic Vbox, а под крышей «ангара» с ледовым прямиком — оптическим «пятым колесом» Kistler Correvit L‑motion.

Тест на льду.

Пока шипы не «подросли» в ходе испытаний, начинаем «белые тесты» с ледовых дисциплин. Разгон и торможение на льду оцениваем в диапазонах скоростей 5–30 км/ч и 30–5 км/ч, причем все электронные системы Фольксвагена остаются включенными — как в реальной жизни.

Самое лучшее продольное сцепление — у Мишлена, но проигрыш Nokian не превышает пары процентов — без приборов не заметить. В разгоне хороша и Yokohama. Китайский Sailun провалился с треском, проиграв лидеру 82% при наборе скорости и пару корпусов (8,3 метра!) при торможении — и это со смешной скорости 30 км/ч!

На ледовом кругу определяем «держак» в боковом направлении. Здесь вперед неожиданно вырывается Hankook, показывающий наименьшее время круга. Буквально в спину ему дышит Hakkapeliitta 9. У Мишлена третий результат (-2,6%). Хуже всех шины Kumho, оказавшиеся медленнее Ханкука на немалые 28%.

Самую правильную ледовую управляемость демонстрируют шиповки Michelin X-Ice North 4. Наши эксперты лишь попеняли на немного увеличенные углы поворота руля и лёгкие задержки в реакциях, не существенные для водителей среднего уровня. А вот оказаться в ледовом вираже за рулем Гольфа на шинах Kumho или Sailun не пожелаем никому. И если первые позволяют хоть как-то задавать направление скольжения, то вторые превращают автомобиль в летящий снаряд. В протоколе испытаний про Sailun Ice Blazer WST3 есть фраза: «скользит мучительно долго, сцепление в скольжениях практически исчезает». Не помогает даже электронная система стабилизации: при заездах по извилистой ледовой трассе она оставалась включенной, а деактивировали мы лишь противобуксовочный «ошейник».

. и на снегу

На укатанном снегу в серии попыток определяем время разгона с места до 40 км/ч и тормозной путь с 40 до 5 км/ч. Быстрее всех ускоряется Nokian. За ней с незначительным отставанием следуют Michelin и Nordman. Худший разгон у Гольфа на покрышках Kumho и Sailun, уступивших победителю по 8%. Но тормозит и эта парочка не так плохо — проигрывая лидерам (Hankook, Michelin и Nokian) меньше четырех ­процентов.

Огромное снежное плато помогает нам оценить, как шины влияют на точность управления: на скоростях до 100 км/ч испытатели совершают ряд плавных и резких перестроений.

Меньше всего на снегу понравились шины Sailun и Kumho, обладающие, как и на льду, сложной управляемостью. Виной тому задержки реакций, приводящие к увеличению углов поворота баранки, затянутый занос, а в случае корейских покрышек — и ощущение «вязкости» на руле.

Следующий пункт программы — скоростные заезды на извилистой снежной трассе, этакое ралли. Сначала вкатываемся без скольжений, а затем носимся «во всю прыть» с использованием автоспортивных приемов управления.

При активном вождении лучше других проявили себя Michelin и Nokian — их поведение понятное и предсказуемое, хотя характеры разные! Nokian охотно уходит в занос, который хорошо контролируется, но требует постоянной тяги. Такой нрав придется по душе тем, кто любит и умеет управлять автомобилем в скольжениях. А Michelin менее вертлявый — скользит боком с минимальным заносом, заставляя водителя ехать «на грани». Без особого удовольствия, но безопасно и на самом деле быстро! Кроме того, X-Ice North 4 обеспечивает высокую информативность на руле, позволяя точно чувствовать порог сцепления.

Хуже всех на снегу управляется Sailun. Кажется адекватным, пока не поскользнется. Понимание «держака» у водителя отсутствует напрочь. Скользить начинает неожиданно, на сравнительно небольшой скорости. Ведет себя крайне нестабильно, срываясь то в снос, то в занос. Опасно!

Проходимость

Увереннее других по целине пробираются Hankook, Nokian и Nordman. Вперед едут в любых режимах: и внатяг, и с пробуксовкой различной интенсивности. Без проблем маневрируют и непринужденно выбираются назад.

Самая слабая проходимость — у шин Kumho. На них Golf движется по глубокому снегу очень неохотно в любом направлении. Иногда интенсивная пробуксовка помогает очистить забитый снегом протектор, что слегка улучшает зацеп. Но при этом значительно возрастает риск зарыться вовсе. Потому в сугробы на таких покрышках лучше не соваться.

«Белый» рейтинг (предварительные итоги)

В целом, на снежно-ледовых испытаниях обнаружились три пары шин с весьма близкими результатами. В лидеры вырывается Michelin, опережая Nokian на несколько баллов благодаря лучшим результатам на льду. За ними располагается аналогичная по раскладу пара Hankook и Nordman. Первый чуть лучше в снежных дисциплинах.

Пятое место у русско-японских покрышек Yokohama, в который раз отличившихся любопытной особенностью. Сцепление на льду при разгоне у «Йоки» отличное, а вот в торможении и на вираже — посредственное.

Пара аутсайдеров — Kumho и Sailun. Первые шины получше на льду, вторые — на заснеженных территориях, но на фоне конкурентов сцепные свойства и управляемость никудышные.

Тест шипованных шин 225/45 R17 на черном асфальте — здесь.
Итоги испытаний и сводная таблица результатов — в этой публикации.

Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, а также сотрудникам полигонов Nokian за помощь в подготовке тестовых трасс.

На тестах авторам помогали Антон Мишин и Антон Ананьев.

  • Собираясь покататься по бездорожью, всегда лучше заранее одеть цепи на колеса. Если необходимость цепей не очевидна — убедитесь в наличии браслетов. Не лишними окажутся и антибуксы!

Источник