Ваз 2109 генератор сломался

Основные неисправности генератора и способы их устранения

Приводятся те неисправности, которые может обнаружить и исправить самостоятельно владелец автомобиля. Работы, связанные с разборкой генератора (замена выпрямительного блока), рекомендуется выполнять на станции технического обслуживания, но они под силу и опытным автолюбителям.

При проверках генератора, а также при эксплуатации автомобиля необходимо соблюдать ряд простых правил, чтобы не вывести генератор из строя:

  • не допускать работу генератора с отсоединенной от зажима «30» генератора аккумуляторной батареей. Без аккумуляторной батареи в бортовой сети автомобиля возникают опасные импульсные перенапряжения при отключении каких-либо потребителей электроэнергии. Эти импульсные перенапряжения могут вывести из строя электронное оборудование автомобиля, в том числе регулятор напряжения и вентили выпрямительного блока генератора;
  • не проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток и они повреждаются. Контролировать напряжение генератора можно только вольтметром;
  • «минус» аккумуляторной батареи должен всегда соединяться с «массой», а «плюс» — подключаться к зажиму «30» генератора. Ошибочное (обратное) включение батареи немедленно вызовет прохождение повышенного тока через вентили генератора и они выйдут из строя;
  • не проверять вентили напряжением выше 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). При проверке изоляции электропроводки мегомметром необходимо отсоединять все провода от генератора;
  • необходимо отсоединять все провода от генератора и от аккумуляторной батареи при электросварке каких-либо деталей кузова.

Проверять цепи и узлы электрооборудования и устранять неисправности надо при неработающем двигателе и отсоеднненной аккумуляторной батарее.

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания

При этом могут наблюдаться два случая.

а) Контрольные приборы работают и вольтметр показывает нормальное напряжение при работе двигателя.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • перегорела контрольная лампа или произошел обрыв в цепи питания контрольной лампы. Снять комбинацию приборов и проверить лампу. Перегоревшую лампу заменить. Если лампа исправна, то проверить надежность контакта между выводами патрона лампы и платой комбинации приборов, а также проверить состояние и надежность подключения коричневого провода с белой полоской, соединяющего комбинацию приборов с монтажным блоком.

б) Контрольные приборы не работают.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • перегорание предохранителя №5 в монтажном блоке. Проверить и заменить перегоревший предохранитель;
  • обрыв в цепи питания комбинации приборов. Проверить состояние и надежность подключения оранжевого и оранжевого с голубой полоской проводов, соединяющих комбинацию приборов с монтажным блоком.

Контрольная лампа горит после пуска двигателя

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы. После нажатия и отпускания педали дроссельной заслонки контрольная лампа гаснет и вольтметр показывает нормальное напряжение.

Неисправность заключается в том, что генератор не возбуждается при малой частоте вращения двигателя из-за отпайки дополнительных резисторов 4 (см. рис. 98) в монтажном блоке. Если монтажный блок отечественного производства, то снять его, разобрать и припаять отпаявшиеся резисторы к печатной плате. Монтажный блок производства СФРЮ неразборной конструкции. Он ремонту не подлежит и его необходимо заменять новым.

Пониженное напряжение генератора

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы при работе двигателя или постепенно отклоняется в начало шкалы. Здесь возможны два варианта.

а) Контрольная лампа горит.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • проскальзывание ремня привода генератора. Отрегулировать натяжение ремня;
  • обрыв или короткое замыкание («пробой») в диодах 14 (см. рис. 98), питающих обмотку возбуждения. Проверить, есть ли «пробитые», диоды (пропускающие ток в обоих направлениях) можно по схеме на рис. 100. При этом необходимо отсоединить провода от генератора, а также провод от вывода «В» регулятора напряжения. Если лампа 2 горит, то какой-то из диодов «пробит». Найти «пробитый» диод, также как и диод с обрывом (не пропускающий ток в обоих направлениях) можно, Только разобрав генератор, сняв выпрямительный блок и проверив каждый диод в отдельности. Поврежденный диод заменить;
  • поврежден регулятор напряжения. Снять регулятор напряжения с щеткодержателем и проверить его по схеме на рис. 101. К выводам «Б», «В» и к «массе» регулятора присоединить источник питания 1 сначала напряжением 12 В, а затем 15. 16 В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа 3 должна гореть, а во втором — гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой. А. если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между выводами щеток и регулятора напряжения. Для восстановления контакта зачистить выводы щеток и регулятора напряжения. Поврежденный регулятор заменить;
  • обрыв в одном или нескольких вентилях выпрямительного блока. Вентиль с обрывом можно обнаружить, только разобрав генератор и проверив отдельно каждый вентиль блока. Выпрямительный блок с поврежденными вентилями заменить новым;
  • короткое замыкание («пробой») в отрицательных вентилях выпрямительного блока или замыкание обмотки статора па «массу». Проверить можно по схеме на рис. 102, б. «Минус» аккумуляторной батареи 1 присоединяется к «массе» генератора, а «плюс» через лампу 2 к любому болту крепления выпрямительного блока. Если при этом лампа 2 горит, то либо «пробит» отрицательный вентиль, либо обмотка статора замкнута па «массу». Чтобы конкретно определить причину, разобрать генератор и проверить омметром, нет ли замыкания обмотки статора на «массу», и отдельно проверить отрицательные вентили выпрямительного блока. При замыкании па «массу» обмотки заменяется статор генератора, а при «пробое» отрицательных вентилей выпрямительный блок;
  • обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора. Обрыв можно обнаружить, проверив омметром каждую фазовую обмотку статора после разборки генератора, а межвитковое замыкание — только специальным прибором на станции техническою обслуживания. Статор с поврежденной обмоткой заменить;
  • замыкание па «массу» выводов обмотки возбуждения генератора. Для проверки снять регулятор напряжения и омметром или с помощью лампы и аккумуляторной батареи проверить сопротивление между контактным кольцом ротора и «массой». Устранить замыкание или заменить ротор генератора.

Ваз 2109 генератор сломался

Ваз 2109 генератор сломался

б) Контрольная лампа не горит.

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • нет контакта между выводами регулятора напряжения и выводами щеток. Снять регулятор напряжения со щеткодержателем, разъединить их и зачистить выводы щеток и регулятора напряжения;
  • износ или зависание щеток, окисление контактных колец ротора. Снять с генератора щеткодержатель с регулятором напряжения, проверить, свободно ли перемещаются щетки в щеткодержателе. Если щетки изношены (выступание щеток менее 5 мм), то заменить щеткодержатель с щетками. Протереть контактные кольца тряпкой, смоченной в бензине, а если они сильно пригорели, то зачистить их мелкозернистой шлифовальной шкуркой;
  • поврежден регулятор напряжения. Проверить регулятор согласно описанной выше методике по схеме, приведенной на рис. 101. Поврежденный регулятор напряжения заменить;
  • отсоединился провод от вывода «В» щеткодержателя. Проверить, присоединить провод;
  • обрыв в цени между штекером «61» генератора и монтажным блоком. Генератор не возбуждается, так как ток от аккумуляторной батареи не проходит на обмотку возбуждения. Для проверки соединить отдельным проводом штекер «61» с зажимом «30» генератора или с клеммой «плюс» аккумуляторной батареи и пустить двигатель. Если вольтметр покажет нормальное напряженно, то, следовательно, поврежден коричневый провод с белой полоской, соединяющий штекер «61» генератора с монтажным блоком. Проверить провод н его соединения, поврежденный провод заменить;
  • короткое замыкание («пробой») в положительных вентилях выпрямительного блока. Проверить можно по схеме (рис. 102, а). «Плюс» аккумуляторной батареи через лампу 2 присоединяется к выводу «30» генератора, а «минус» — к любому болту крепления выпрямительного блока. Если лампа 2 будет гореть, то пробит какой-то из положительных вентилей и выпрямительный блок необходимо заменить;
  • отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец. Снять регулятор напряжения и проверить омметром сопротивление между контактными кольцами. В случае обрыва припаять выводы обмотки к контактным кольцам или заменить ротор генератора.

Ваз 2109 генератор сломался

Напряжение генератора выше нормы

Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы при работе двигателя.

Причина неисправности —- повреждение регулятора напряжения. Проверить его согласно приведенной выше методике но схеме на рис. 101. Поврежденный регулятор напряжения заменить.

Повышенная шумность генератора

Причины неисправности и способы ее устранения:

  • ослабление гайки крепления шкива генератора. Подтянуть гайку;
  • повреждение подшипников генератора. Разобрать генератор и заменить поврежденные подшипники;
  • межвитковое замыкание или замыкание на «массу» обмотки статора, короткое замыкание в одном из вентилей выпрямительного блока. При этом возникает характерный «вой» генератора. Проверить статор и выпрямительный блок, как описано выше.

Ремонт генератора ВАЗ-2108 (2109-21099)

Автомобиль как живой организм – все его детали требуют за собой бережного ухода и аккуратного обращения. Но, как и человеческий организм, машина иной раз дает «сбои».

Выход из строя электрического генератора может доставить массу проблем автовладельцу, но в его ремонте нет ничего сложного, и уж тем более, нет ничего такого, с чем бы не справился мужчина.

Итак, сегодня мы будем ремонтировать электрогенератор.

Генератор в автомобиле служит для выработки электрической энергии, и осуществляет электропитание аккумулятора. При нарушении нормальной работы автомобильного электрогенератора, аккумулятор начинает разряжаться, и машина будет ехать ровно столько, на сколько хватит заряда аккумулятора.

Электрогенератор расположен под капотом автомобиля и приводится в действие ременной передачей. Причиной поломок генератора являются следующие неисправности: выработка щеток генератора, неисправность реле зарядки, выход из строя диодного моста генератора, заклинивание подшипников роторного вала генератора.

Проверка генератора ВАЗ 2108-21099, для выявления неисправностей:

  1. Присутствие посторонних шумов при работе – вероятный износ подшипников вала генератора.
  2. Недостаточное напряжение на «выходе» генератора – износ щеток или недостаточное натяжение ремня.
  3. Увеличение и снижение напряжения на «выходе» также может быть следствием неисправности диодного моста генератора.

Для первичной диагностики неисправностей – достаточно проделать следующие процедуры:

  • Проверить, вольтметром, напряжение на клеммах аккумулятора. При работающем двигателе и исправном генераторе напряжение на аккумуляторе должно варьироваться от 13,8 до 14,5 вольт.
  • При включенном двигателе прислонить ладонь к корпусу генератора и выявить вибрацию. При увеличенном износе подшипников вала вибрация, передаваемая на корпус генератора, будет более чем ощутима, спутать ее, с чем-либо, будет очень трудно.
  • Проверка натяжения ремня генератора: при выключенном двигателе необходимо надавить на ремень – его прогиб под пальцем не должен быть больше 1 — 1,5 см.

Практическая часть – снятие генератора, его разборка, ремонт и установка на место

В связи с тем, что генератор расположен под капотом автомобиля, двигатель необходимо заглушить, руль вывернуть вправо, до упора и открыть капот. Электрогенератор на автомобилях ВАЗ 2108 – 15 установлен перед двигателем, в нижнем левом углу подкапотного пространства, между двигателем и радиатором охлаждения.

Ваз 2109 генератор сломался

Перед демонтажем генератора необходимо отсоединить «массу» от аккумулятора, т.е. минусовый контакт.

Замена щеток генератора ВАЗ

Ваз 2109 генератор сломался

Перед снятием самого генератора, дабы не делать лишнюю работу, снимаем реле зарядки с корпуса генератора и проверяем выработку щеток генератор. Реле зарядки установлено в задней части корпуса генератора, и крепится к нему двумя болтами. Для откручивания их Вам понадобится «крестовая» отвертка. При откручивании болтов, будьте аккуратны и не уроните их на защиту картера, иначе достать их оттуда будет одной большой проблемой.

Для снятия реле необходимо отсоединить провод, контакт в виде «мамы». После снятия реле зарядки и визуального осмотра щеток – принимаем решение о приобретении нового реле регулятора напряжения генератора или обратной установки демонтированного, в зависимости от износа щеток. Для их нормальной работы необходима длина щетки не менее 4 см. Теперь приступаем непосредственно к снятию электрогенератора с двигателя.

  1. Отсоединяем провода от генератора – как правило, они красного цвета и состоят из двух групп проводов, красного цвета. Одна группа состоит из двух проводов и крепится гайкой к болту, на задней стенке генератора. Другая группа состоит из одного провода и соединяется с клеммой генератора, посредством контакта «папа-мама», так же на задней стенке генератора.
  2. Для снятия генератора с двигателя необходимо открутить две гайки и один болт, в следующей последовательности: откручиваем гайку, крепящуюся к планке натяжителя ремня генератора (в верхней части генератора), отвинчиваем болт крепления планки натяжителя к блоку двигателя и снимаем ее. Последним этапом является отвинчивание гайки от болта, крепящего кронштейн генератора к блоку двигателя.
    • Кронштейн крепления генератора расположен в нижней части блока двигателя, непосредственно под генератором. После отвинчивания этой гайки необходимо снять ремень генератора со шкива самого генератора.
    • Болт крепления генератора следует выдавить влево, из кронштейна, до его упора в корпус кузова или в грязевую защиту генератора.
    • Со стороны правого колеса необходимо открутить два винта, крепящие пылевую защиту генератора к кузову автомашины.
    • В случае если болт крепления генератора будет по-прежнему упираться в какие либо детали кузова, Вам следует надавить на двигатель одной рукой, и одновременно с этим вытащить болт, другой рукой.

Теперь Ваш генератор отсоединен от двигателя полностью, и можно приступать к его разборке и ремонту.

Разборка электрогенератора

Ваз 2109 генератор сломался

Ваз 2109 генератор сломался

При разборе электрогенератора необходимо иметь «под рукой» две важные вещи: съемник подшипников и тиски. Это значительно упростит и ускорит Вашу работу. Гаечным ключом на «19» отвинчиваем гайку от роторного вала, которая закрепляет крыльчатку на валу.

Для этого Вам необходимо одной рукой придерживать непосредственно крыльчатку, а другой рукой отвинчивать гайку, против часовой стрелки. Придется затратить определенные усилия, разумеется, но эту гайку нужно отвинтить. Крыльчатка генератора закреплена на валу шпонкой, и после снятии крыльчатки с вала необходимо удалить эту самую шпонку.

Теперь мы переворачиваем генератор задней крышкой вверх, и откручиваем гаечным ключом на «8» четыре гайки. Вытаскиваем освободившиеся четыре шпильке и освобождаем лицевую часть корпуса генератора.

В лицевой части крышки генератора установлен «передний» подшипник, закрепленный пластинами. Снимаем, открутив гайки, пластины и выбиваем подшипник из посадочного места. Это проще всего сделать деревянной дощечкой, по размеру совпадающей с диаметром подшипника.

Ваз 2109 генератор сломался

Сейчас нам понадобятся тиски: накрутив на роторный вал гайку, закрепляем генератор, или то, что мы с Вами еще не разобрали, в тисках. Заднюю крышку, резким движением вверх, срываем с посадочного места подшипника.

У нас остался зажатыv в тисках роторный вал, с «задним» подшипником в самой верхней части. Чтобы его демонтировать, необходим съемник, надеваем его на подшипник и снимаем с вала.

Теперь у Вас на руках два подшипника – «передний» (он же маленький) и «задний» (большего размера) — смотрим на их маркировку и приобретаем точно такие же.

Важно: Практика показывает, что при приобретении подшипников для генератора, необходимо их снять, и по аналогии купить в магазине. Такие советы продавцов как: «они все однотипные» или «если у Вас генератор старого образца, то берите эти» — часто ошибочны. Да почти всегда ошибочны. Ради экономии времени, проще всего снять подшипники и по их маркировке подобрать аналогичные.

Ваз 2109 генератор сломался

Тот же совет касается и диодного моста, установленного в задней крышке генератора. Если на нем визуально наблюдаются повреждения, или окись металлов – лучше без раздумья снять (он крепится четырьмя гайками к внутренней части задней крышки) и приобрести новый.

Стоимость запасных частей (в среднем): Подшипники (пара) – 150 рублей. Реле зарядки: 140 рублей. Диодный мост – 200 рублей. Съемник подшипников – 100 рублей. Итого: 590 рублей.

Сборка генератора осуществляется в обратном порядке:

Ваз 2109 генератор сломался

  1. Начинаем с установки заднего подшипника на вал. Это делается при помощи молотка и небольшой дощечки. Двумя-тремя ударами сажаем подшипник на вал.
  2. В случае снятия диодного моста – закрепляем его на «родные» места, на те же четыре шпильки, в задней крышке корпуса генератора.
  3. Устанавливаем заднюю крышку на ротор генератора, так, чтобы подшипник полностью «сел» в свое посадочное место в задней крышке генератора, для упрощения процедуры можно использовать молоток, и не очень сильными ударами по задней крышке, «посадить» ее на вал.
  4. В передней крышке осуществляем замену малого (или переднего) подшипника и закрепления его пластинами в посадочном месте.
  5. Внимаем из тисков генератор и прежде чем надеть переднюю крышку, одеваем распорное кольцо на вал, между передним подшипником и упорной выемкой на валу.
  6. Устанавливаем переднюю крышку и затягиваем «крест-накрест», гайки на длинных шпильках, чтобы затяжка была равномерной.
  7. В выемку, на роторном валу, устанавливаем шпонку, после чего надеваем крыльчатку генератора, и затягиваем гайкой.

Генератор собран и теперь, для удобства, нужно установить в штатное место реле генератора со щетками. И не забудьте подсоединить к нему (реле) провод от генератора.

Установка генератора на двигатель

Порядок установки – обратный его снятию:

  1. Вставляем генератор в кронштейн крепления.
  2. Одной рукой давим сверху на двигатель, а другой рукой, из-под арки переднего правого колеса, вставляем болт кронштейна на свое место. Гайку этого болта накручиваем, н не затягиваем.
  3. Закрепляем саморезами пылевую защиту генератора.
  4. Надеваем ремень привода генератора на шкив генератора и устанавливаем планку натяжителя ремня генератора. Натягиваем ремень до положенных значений прогиба (1 – 1,5 см.) и одновременно затягиваем гайку на плаке натяжителя.
  5. Теперь затягиваем гайку на кронштейне крепления генератора.

Все, генератор установлен. Убедитесь, еще раз, что массовая клемма снята с аккумулятора и подсоедините все провода к генератору.

Помните, что их три штуки: парные провода крепятся гайкой к шпильке, на задней стенке генератора, а «мама» вставляется в «папу».

Вот теперь можно надеть клемму «минус» на аккумулятор и завести автомобиль. Я уверен, что у Вас вся работа была проделана правильно, и генератор стал вырабатывать напряжение, необходимое для работы машины.

Для уверенности в правильной работе генератора, проверьте вольтметром выдаваемое напряжение. Удачи Вам на наших дорогах!

Ваз 2109 генератор сломался

Источник