Сальник коленвала
Коленчатый вал, как и многие другие узлы двигателя внутреннего сгорания, имеет сальники в форме круглого манжета. Такие элементы защищают узел «коленвал-блок двигателя», герметизируют среду работы от окружающей среды, предотвращают попадание пыли. Сальники имеют особое сечение: вал плотно обхватывается пластичным кольцом, которое не препятствует его вращению и обеспечивает герметичность двигателя. Исправный сальник пропускает всего 3-5 мл масла на тысячу километров.
Строение типового сальника
Подобные детали работают в условиях постоянного трения, влажности, перепадов температур, поэтому сальники изготавливают из прочных каучуков, силикона, некоторых полимеров (например, полиуретана). Основные размеры сальника — это его внутренний диаметр, наружный диаметр и высота.
Основные размеры сальников: D — наружный диаметр, d — внутренний диаметр; B — высота сальника
Производители с целью экономии материалов или понижения цены выпускают сальники коленвала с сечениями различной сложности. Рассмотрим их основные виды, а именно:
- с металлической наружной поверхностью (вариант а);
- с гладкой поверхностью (вариант б);
- с рифленой поверхностью (в);
- с гидродинамическим эффектом (г).
Виды сальников
Сальники модели а, не обеспечат такой степени уплотнения как модели б-г, однако требуют меньше резины для производства и более низкую стоимость соответственно. Гладкий сальник (вид б) даже при достаточной плотности будет иметь полости на посадке, такой узел может «потеть». Рифленые канавки (как у сальника в) при установке раздавливаются и способствуют более плотной посадке в корпусе двигателя, это преимущество перед «голыми» сальниками (а).
Отдельно следует отметить гидродинамические сальники (модель г). Они более технологичны и эффективны. Принцип их работы заключается в следующем:
- на внутреннюю плоскость наносятся специальные насечки небольшой глубины с направлением вращения;
- высокие обороты коленвала закручивают масло в районе внутренней плоскости статично закрепленного сальника, поток масла попадает на внутренние насечки и получает направление движения от него;
- подобные процессы улучшают эффективность сальниковых узлов.
С целью дополнительно уплотнить узел «сальник-корпус двигателя», перед установкой рекомендуется нанесение герметика на наружную поверхность сальника.
Сальник коленвала устанавливается в точках выхода вала из двигателя, фиксируется прижимными пластинами или соседними узлами двигателя. Коленчатый вал имеет два сальника: передний и задний. Задний сальник, как правило, имеет отдельный корпус — «фланец».
Устройство двигателя ВАЗ 2106
1 – шкив коленчатого вала; 2 – ремень привода генератора; 3 – передний сальник коленвала; 4 – цепь привода распределительного вала; 5 – тарелка пружины; 6 – направляющая втулка; 7 – клапан; 8 – внутренняя пружина; 9 – наружная пружина; 10 – пружина рычага; 11 – регулировочный болт; 12 – рычаг привода клапана; 13 – распределительный вал; 14 – крышка маслозаливной горловины; 15 – крышка головки блока цилиндров; 16 – свеча зажигания; 17 – головка блока цилиндров; 18 – маховик; 19 – задний сальник коленвала; 20 – датчики давления масла; 21 – поршень; 22 – указатель уровня масла; 23 – маслосливная пробка; 24 – шатун; 25 – поддон картера; 26 – валик привода вспомогательных агрегатов; 27 – коленчатый вал.Комплект сальников коленвала ВАЗ 2106
Типичные неисправности сальниковых узлов коленчатого вала
Современный сальник — деталь ресурсная. Существуют модели, способные отработать до 1 млн. километров. Стандартный сальник «проживет» примерно 100 000 км. Когда структура уплотнений нарушается, масло начинает просачиваться. Подтекающий сальник может и не сказываться на работе двигателя, но не следует тянуть с его заменой.
Образование в районе выхода коленчатого вала из двигателя масляных пятен или наростов верный признак, что сальниковый узел подтекает.
Потекший задний сальник коленчатого вала
В случае критического износа сальник может не выдержать внутреннего давления и сместиться с своего посадочного места. Если сальник выдавило, двигатель скорее всего потеряет значительную часть масла, что может привести к незапланированному ремонту.
Если на вашем автомобиле повторно выдавливает сальник коленвала, или после замены сальника течь не прекращается, значит на поверхности вала образовалась выработка, и размер сальника больше, чем необходимо для уплотнения. Вал с подобными дефектами необходимо восстановить либо заменить.
Выработка коленчатого вала от контакта с сальником
Замена сальников коленвала
Замена сальников коленчатого вала — процесс трудоемкий. Для выполнения подобного ремонта необходимо демонтировать детали, мешающие работе. В случае с задним сальником придется снимать всю КПП. Рассмотрим порядок подобного ремонта на примере двигателя ВАЗ 2106.
Для работ потребуется: автомобильный подъемник, трансмиссионная гидравлическая стойка, стандартный набор инструментов, комплект новых сальников, растворитель для обезжиривания поверхностей.
Замена переднего сальника Ваз 2106
- Выполняем демонтаж шкива коленчатого вала. Для этого отворачиваем гайку крепежа и монтажной лопаткой сдергиваем шкив.
- Поддеваем сальник и снимаем его (для этого подойдет отвертка или другой подобный инструмент).
- Очищаем посадочное место сальника от грязи, обезжириваем его.
- Устанавливаем новый сальник. Для посадки нового сальника на место можно использовать старый сальник и молоток.
- Собираем узел в порядке, обратном разборке.
Снимаем шкив
Снимаем шкив
Снимаем шкив
Подеваем сальник отверткой
Снимаем сальник
Монтаж нового сальника
Замена заднего сальника Ваз 2106
- Демонтируем коробку переключения передач.
- Фиксируем маховик отверткой (можно применить специальные фиксаторы).
- Демонтируем маховик.
- Демонтируем щиток картера сцепления.
- Сняв болты крепежа, демонтируем держатель (крышку) переднего сальника.
- Меняем паронитовую прокладку держателя и сальник.
- Собираем демонтированные детали и узлы в порядке, обратном разборке.
Снимаем коробку
Демонтировать маховик
Демонтировать маховик
Снимаем щиток картера сцепления
Снимаем щиток картера сцепления
Болты щитка в поддоне
Снимаем держатель
Прокладка держателя
Снимаем держатель
Снимаем держатель
Обеспечение герметичности двигателя — залог его исправного технического состояния. Осмотр узлов уплотнения необходимо выполнять при плановых ТО двигателя. Процедура замены манжетов коленвала не слишком сложная, ее возможно выполнить своими руками.
https://evakuatorinfo.ru/salniki-kolenchatogo-vala-eto