Методика расчета износа шин

Методика расчета износа шин

3. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

3.1. Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации.

3.2. Среднестатистические пробеги шин легковых автомобилей (категории M1), грузовых автомобилей (категорий N1, N2 и N3), а также автобусов и троллейбусов (категорий M2, M3) представлены в табл. 1 — 3.

Нормы эксплуатационного пробега шин устанавливаются для каждого типоразмера и модели шины, а также каждой модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Для автомобильных шин, эксплуатирующихся на прицепах и полуприцепах, нормы эксплуатационного пробега устанавливаются как для автомобилей-тягачей.

3.3. Учет дорожно-транспортных и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов к величине среднестатистического пробега шин.

Поправочные коэффициенты в зависимости от категории условий эксплуатации и характера работы автотранспортных средств представлены в табл. 4 и 5.

Категория условий эксплуатации автотранспортных средств представлена в табл. 6.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) получается умножением среднестатистического пробега шины на поправочные коэффициенты:

H — среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (см. табл. 4);

K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (см. табл. 5).

При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега шины.

3.4. Для новых моделей шин и новых марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму на основании средних пробегов списанных шин, согласованную с ФГУП НИИАТ. При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства и уточнение значения нормы.

Апробация временных норм эксплуатационного пробега шин выполняется ФГУП НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий. После уточнения временных норм эксплуатационного пробега шин они утверждаются в Министерстве транспорта Российской Федерации и приобретают статус постоянно действующих норм.

Законодательная база Российской Федерации

Методика расчета износа шин

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация

Федеральное законодательство

Действия

Методика расчета износа шин

  • Главная
  • «МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ. РД 37.009.015-98» (утв. Минэкономики РФ 04.07.98)
Наименование документ«МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ЕСТЕСТВЕННОГО ИЗНОСА И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НА МОМЕНТ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ. РД 37.009.015-98» (утв. Минэкономики РФ 04.07.98)
Вид документаметодическое руководство
Принявший органминэкономики рф
Номер документаРД 37.009.015-98
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции04.07.1998
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусне действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
НавигаторПримечания

Методика расчета износа шин

Приложение П. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЦЕНТА ИЗНОСА ШИН ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Метод согласован с НИИ шинной промышленности Миннефтехимпрома.

П.1. Критериями износа (старения) шин являются:

— наличие повреждений и дефектов;

— высота рисунка протектора.

П.2. Ресурс шины снижается, и соответственно увеличивается процент износа:

— если поврежден борт при монтаже, до 10%;

— если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;

— при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.

Примечание. Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

П.3. К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.

В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

П.4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей — 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотошин — 0,8 мм).

П.5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

П.6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

П.7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость, равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.

П.8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.

П.9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм — для легковых автомобилей, 20 мм — для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.

Примечание. Мотошины восстановлению не подлежат.

П.10. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.

П.11. Пример расчета износа и стоимости шины.

Шина 165/80R13 легкового автомобиля, срок эксплуатации 2 года, имеет повреждение борта при монтаже.

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%.

Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Измерение высоты рисунка протектора в 4-х сечениях дало следующие результаты:

в этом случае износ шины по высоте рисунка протектора составит:

Для учета износа шины в стоимости автомобиля необходимо значение Иш подставить в формулу в качестве одного из слагаемых Итр. Можно также отдельно подсчитать стоимость шины по проценту ее износа, т.е.:

П.12. Ниже приведены значения высоты рисунка протектора ряда моделей шин.

ШИНЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Маркировка шиныМодельВысота рисунка протектора, мм
155-13/6,15-13И-151, И-Л143, И-Л438,5
165-13/6,45-13М-145, АИ-168, 168У9,2
165/80R13МИ-166, МИ-168,6
165/82R13ИЯ-1708,5
175/R13ИН-2517,0
165/70R13Ех-85, Вли И-157,5
185-14/7,35-14ИД-195, АИД-239,5
5,60-5(145-380)М-59А9,0
155/80R14МИ-1828,5
165/80R14МИ-1808,5
175/70R14МИ-1818,5

У старых моделей шин, не вошедших в таблицу, необходимо прежде всего определить срок службы, а номинальную высоту протектора принимать равной 10 мм.

Калькулятор расчета пробега км шин по Treadwear

При выборе шин почти каждого автовладельца интересует вопрос: «как долго на них можно проехать». Возможность узнать ресурс автомобильной покрышки до предельного износа предусматривается нормативным документом согласно сертификации автомобильных шин, для продаж на территории США. Эксплуатационные данные единой оценки качества Uniform Tire Quality Grading (UTQG) указываются на боковой части покрышки и в маркировке зашифрованы в индексе Treadwear.

Трехзначное чисто параметра Тредвеар характеризует износостойкость конкретной шины. Именно данный индекс и позволит водителю посчитать на какой пробег рассчитаны шины с учетом индивидуальной особенности эксплуатации автомобиля. Сделать такой расчет износа шин можно самому по формуле либо воспользоваться нашим калькулятором, который, сможет подсчитать приблизительный километраж службы.

Как определить эксплуатационный ресурс

Для подсчета долговечности и износостойкости резины необходимо преобразовать указанный индекс износостойкости Treadwear на эталонные данные километража. Так цифра 200 соответствует 96,5 тыс. км пробега по сравнению с эталонной шиной при испытании на треке в идеальных условиях влажности, температуры, на идеальном покрытии дорожного полотна и с идеальной скоростью езды. Следовательно, от реальных показателей такой показатель сильно отличается.

Чтобы определить на какой пробег в километрах рассчитаны шины, до критического износа, нужна корректировка и дополнительный коэффициент поправки, который сможет учесть стиль езды и состояние дороги.

Формула перевода износа шины

Формула износостойкости шин в идеальных условиях выглядит так:

где 1 единица = 483 км пробега (эталонного).

С учетом поправки на условия эксплуатации по трассе износостойкость шины ресурс рассчитывается так:

Реальный пробег = (Treadwear * 483)/k,

где k = эксплуатационный коэффициент износа.

Какой должен быть коэффициент?

Принять считать, что для хороших условий эксплуатации с аккуратным вождением реальный пробег будет меньшим как минимум в 2 раза. Когда же есть изъяны в дорожном покрытии, а скоростной режим может быстро меняться (динамическая езда по городу), то поправочный коэффициент может повышаться до 5. Подбирает соответствующее значения каждый для себя сам в зависимости от стиля езды, условий передвижение и т.д. Отвратительное покрытие с колоссальным количеством ям и разнородным абразивом покрытия, да еще и плотный городской трафик сократят ресурс шин примерно в 5 раз!

Таблица износостойкости шин по Treadwear

Индекс износостойкости шин (Treadwear)Средний ресурс шин (км)
Спортивные
15018
20024
Обычная резина (комфорт)
24038
30048
32051
38061
Эко шины
40064
42067
50080
57091

Однако, стоит отметить, что больше индекс не значит лучше или износоустойчивей шина, поскольку рассматривать нужно не только сам индекс, как отдельный показатель, а и такие параметры как:

  • Traction (A, B, C, D) – сцепление шины с мокрой дорогой;
  • TEMPERATURE (A, B, C) – термостойкость при высокой скорости.

И в одном, и в другом случаях «A» лучше всего. Все эти три показателя связаны между собой и если Treadwear большой, то такая резина будет иметь хуже сцепление с дорогой и при нагреве быстрее изнашиваться.

Так золотой серединой является показатель 240-280 ведь они будут намного эффективнее работать на высоких скоростях (разгонятся, держать дорогу, тормозить). Именно на эту цифру ориентируются премиальные бренды. Такая резина имеет средний пробег 40-45 тыс. км. Чего как раз достаточно для всего срока эксплуатации шин.

Как пользоваться онлайн калькулятором расчета пробега износа

Посчитать как долго проходят шины с тем или иным индексом тредвеа весьма просто. Достаточно определиться с особенностями эксплуатации автомобиля, дабы подобрать поправочный коэффициент износа, чем больше нагрузка на шины (перегруз автомобиля, скоростной режим, качество дорог, температура окружающей среды) тем он выше. Как правило, это 3, 4 или 5. И затем ввести число Treadwear, которое указано на покрышке. То есть:

  1. Отметить процент эксплуатации автомобиля относительно городской езды (чем процент выше, тем износ сильнее);
  2. Ввести в поле «Индекс износостойкости» число, указанное на шине;
  3. В поле «Шины рассчитаны на пробег» отобразится приблизительное значение ресурса по километражу.

Методика расчета износа шин

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОРМАМ
ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА ШИН И МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОСА
И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Группы автотранспорта и обозначение шин

Нормы для территорий, тыс. км

Автомобили грузоподъемностью от 2 до 8 тонн:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

Автомобили ЗиЛ (для шин ПО «Омскшина»)

(для шин Кировского завода)

Автомобили грузоподъемностью от 6 до 12 тонн МАЗ и КрАЗ:

С металлокордным брекером:

Автобусы малого класса РАФ, УАЗ и ЕрАЗ

Автобусы малого класса ПАЗ и КаВЗ:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

(для шин Кировского завода)

Автобусы среднего класса ЛАЗ:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

Автобусы большого класса ЛиАЗ:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

300R508 (Икарус-250, 256, 257)

— шины радиальные с металлокордным брекером:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

— шины радиальные с текстильным брекером:

— шины радиальные с металлокордным брекером:

1. К территории 1 относятся: Архангельская, Владимирская, Горьковская, Ивановская, Калининградская, Калининская, Калужская, Куйбышевская, Новосибирская, Омская, Псковская, Смоленская, Ярославская, Ленинградская, Московская области, Краснодарский край, Литва, Эстония, Молдавия, Чувашия.

2. К территории 2 относятся: Адыгея, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Казахстан (кроме областей: Кокчетавской, Северо-Казахстанской, Семипалатинской), Киргизия, Красноярский край, Коми, Каракалпатия, Приморский край, Ставропольский край, Сахалин, Таджикистан, г. Сочи, Якутия, Амурская, Бухарская, Иркутская, Камчатская, Костромская, Магаданская, Хабаровская, Челябинская, Читинская области.

3. Для шин 260R508, эксплуатирующихся на автомобилях КамАЗ-5511, норма эксплуатационного пробега снижается на 30 %.

4. Для шин, эксплуатирующихся на автофургонах «Москвич», такси и ИЖ, норма эксплуатационного пробега снижается на 10 %.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОСА И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Нормы на восстановление износа и ремонт шин определяются следующим образом:

Где Нш норма на восстановление износа и ремонт шин, %/тыс. км

Нпр норма эксплуатационного ресурса шин, тыс. км

Нормы на восстановление износа и ремонт шин увеличивается на 10 % для автомобилей, постоянно работающих с прицепами, автомобилей-самосвалов и автомобилей, работающих на лесоразработках; на 15 % для автомобилей, работающих на карьерах.

Нормы восстановления износа и ремонт шин уменьшаются на 15 % для автобусов, постоянно работающих на междугородных перевозках.

Суммарное повышение норм не должно составлять более 20 %.

Применение методики рассмотрим на следующем примере.

Необходимо определить затраты на восстановление износа и ремонт шин для автомобиля ЗИЛ-4331 на 1 км пробега.

Исходными данными для расчета являются:

— эксплуатационный ресурс шин 260508 автомобиля ЗИЛ-4331 — 95 тыс. км (принимается по вышеприведенной таблице);

— норма на восстановление износа и ремонт шин определяется исходя из 90 % стоимости шины, 10 % стоимости считается остаточной; в нашем примере Нш = 90/95 = 0,95;

— стоимость шины (Нш) — 800 тыс. рублей;

— количество ходовых шин (пш) 6 шт.

Затраты на шины на 1 км пробега определяются по следующей формуле:

Приведенные рекомендации по нормам эксплуатационного ресурса шин разработаны НИИШП и НИИАТ в 1987 году.

Источник