Маркировка шин в щите

Маркировка шин в щите

Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.

Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать «фазу», а каким «нуль». Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.

Цветовая маркировка шин и проводов

Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.

Маркировка шин в щите

ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.

Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.

Маркировка шин в щите

Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.

Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.

Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.

Маркировка шин в щите

При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:

  • фаза А – желтым цветом;
  • фаза В – зеленым цветом;
  • фаза С – красным цветом.

В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:

  • положительный проводник «+» — коричневым цветом;
  • отрицательный проводник «-» — серым цветом.

Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:

  • положительная шина «+» — красным цветом;
  • отрицательная шина «-» — синим цветом;
  • нулевая рабочая М шина – голубым цветом.

Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.

Маркировка шин в щите

Буквенная маркировка шин и проводов

В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.

  • L – фазный проводник в однофазной сети;
  • L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
  • N – нейтральный (нулевой) проводник;
  • M – средний проводник;
  • PE – защитный проводник;
  • PEN — совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.

Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:

  • «L+» — положительный (плюсовой) проводник;
  • «L-» — отрицательный (минусовой) проводник.

Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.

Маркировка шин в щите

Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
— Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
— А потому что электричество.
— Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
— А потому что не круглый.
— Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
— А потому что шершавая, трение в ножках.
— Ладно. А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
— А лампочка-то как раз и крутится.
— .
— А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
— Нда-а. в самом деле. кручу хм. Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама.
— Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!

Маркировка шин

Маркировка шин

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе: шины фазы А — желтым, фазы В — зеленым, фазы С — красным цветом,

Маркировка шин в щите

Рис.1 – Цветовая маркировка при переменном трехфазном токе

2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — голубым цветом (т.к. она считается нулевой рабочей шиной).

Маркировка шин в щите

Рис. 2 – Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;

3) при постоянном токе: положительная шина (+) — красным цветом, отрицательная (-) — синим и нулевая рабочая М — голубым цветом.

Маркировка шин в щите

Рис. 3 – Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

При расположении шин «плашмя» или «на ребро» в распределительных устройствах (кроме комплектных сборных ячеек одностороннего обслуживания (КСО) и комплектных распределительных устройств (КРУ) 6-10 кВ, а также панелей 0,4-0,69 кВ заводского изготовления) необходимо соблюдать следующие условия:

1. В закрытых распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

а) при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз А-В-С;

одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

б) при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):

слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;

в) ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;

при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

2. В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

при горизонтальном расположении:

одна под другой: сверху вниз А-В-С-N-PE (PEN);

одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

при вертикальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN) или наиболее удаленная шина А, затем фазы В-С-N, ближайшая к коридору обслуживания — PE (PEN);

ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:

при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С-N-PE (PEN);

при вертикальном расположении: А-В-С-N-PE (PEN) сверху вниз.

3. При постоянном токе шины должны располагаться:

сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);

сборные шины при горизонтальном расположении:

наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;

ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных в пп. 1-3, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин

Цветовое и буквенное обозначение проводников и шин

Маркировка шин в щите

  1. РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов должны иметь:
    • проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также
    • нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т.ч. шины.
  2. N и голубым цветом обозначаются нулевые рабочие (нейтральные) проводники.
  3. PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах должны иметь совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
    • фазы А — желтым,
    • фазы В — зеленым,
    • фазы С — красным;
  2. при переменном однофазном токе:
    • шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
    • шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
    • Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  3. при постоянном токе:
    • положительная шина (+) — красным,
    • отрицательная (-) — синим и
    • нулевая рабочая М — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

  1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
  2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
    • одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  2. при вертикальном расположении:
    • слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
    • наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
    • при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

При постоянном токе шины должны располагаться:

  1. сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
  2. сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
  3. ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз А-В-С;
    • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  2. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
    • слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
    • при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Источник