Генератор 9422 3701 от чего

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ГАЗ и УАЗ. В составе генератора 9422.3701 находятся встроенный выпрямительный блок и регулятор напряжения Я212А11Е.

Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком.

Генератор 9422.3701 состоит из статора, ротора, крышки со стороны контактных колец с установленным снаружи выпрямительным блоком и конденсатором, крышки со стороны привода, щеткодержателя с регулятором напряжения, шкива и кожуха.

Генератор 9422 3701 от чего

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет тридцать шесть равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда».

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник и два контактных кольца.

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки ЭГ 51А.

Технические характеристики генератора 9422.3701.

— Номинальное напряжение, В : 14
— Выпрямленный ток, А : 72
— Частота вращения ротора генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов при самовозбуждении в комплекте с аккумуляторной батареей при напряжении 13 Вольт должна быть при токе нагрузки 28 А, не более мин-1 : 1600
— Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов и изменении тока нагрузки от 5+0.25 Ампер до 63+-3 Ампер при частоте вращения 6000+-300 мин-1 должно находится в пределах, В : 13.5-14.3
— Ток возбуждения генератора не более, А : 5.0
— Масса генератора без шкива не более, кг : 4.9
— Давление на щетки при сжатии пружины до 11.5 мм, Н : 0.044+-0.0035

Работа генератора 9422.3701.

Генератор 9422.3701 работает следующим образом : при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора.

При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.

Подключение генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.

Перед монтажом генератора 9422.3701 на двигатель в составе автомобиля надо отключить аккумуляторную батарею, удалить консервирующий состав с посадочных мест, проверить вращение ротора и отсутствие задевания вентиляторов за крышки генератора. Установить и закрепить генератор на кронштейнах двигателя, надежно присоединить провода к выводам «В+»,»D»,»W» генератора.

Электрическая схема подключения генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.

Генератор 9422 3701 от чего

Проверка технического состояния генератора 9422.3701.

В процессе эксплуатации работоспособность генератора контролируется с помощью амперметра или вольтметра, и контрольной лампы, расположенных на щитке приборов. Если генератор работоспособный, то при включенном замке зажигания и неработающем двигателе контрольная лампа горит. После запуска контрольная лампа гаснет и не горит на всех режимах работы двигателя.

При работе двигателя на средних оборотах, включенных фарах и заряженной батарее стрелка амперметра должна находиться на нуле или несколько правее нулевой отметки. Если амперметр постоянно показывает большой ток заряда при заряженной аккумуляторной батарее, то это свидетельствует о неисправности генератора и его необходимо проверить на специальном стенде.

Схема для проверки электрических характеристик генератора 9422.3701.

Генератор 9422 3701 от чего

Возможные неисправности генератора 9422.3701.

Отсутствует заряд аккумуляторной батареи.

— неисправен регулятор напряжения
— слабо натянут ремень привода
— обрыв или замыкание диодов выпрямительного блока
— отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами
— обрыв цепи возбуждения

Нет полной отдачи тока генератором.

— слабо натянут ремень привода
— межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора

Быстрый износ щеток и контактных колец.

— увеличение биения контактных колец
— попадание масла на контактные кольца
— повышенное или пониженное давление щеточных пружин

Шумная работа генератора.

— износ или заедание подшипников
— задевание ротора за полюса статора

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи на двигателе ЗМЗ-4062 могут быть установлены генераторы 9422.3701 и 2502.3771 переменного тока мощностью 900 Вт. Они представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямителем и регулятором напряжения.

Генераторы 9422.3701 и 2502.3771, устройство, электрическая схема, уход, проверка исправности регулятора напряжения и генератора.

Генератор 9422.3701 или 2502.3771 установлен с правой стороны двигателя на кронштейне. Генератор работает совместно со встроенным электронным регулятором напряжения Я212А11Е. Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах. Измерительным элементом регулятора напряжения является стабилитрон, который управляет исполнительными транзисторами.

Общее устройство генераторов 9422.3701 и 2502.3771.

Генератор 9422 3701 от чего

Электрическая схема генераторов 9422.3701 и 2502.3771.

Генератор 9422 3701 от чего

Выходной транзистор изменяет величину тока (среднее значение) в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.

Уход и проверка исправности генераторов 9422.3701 и 2502.3771, регулятора напряжения и щеточного узла.

Уход за генератором заключается в проверке его крепления и крепления кронштейнов генератора. Для проверки регулятора напряжения и щеточного узла генератора необходимо снять регулятор напряжения со щеточным узлом с генератора. Очистить щетки от пыли и грязи, проверить высоту щеток и легкость их перемещения под действием щеточных пружин.

При выступлении щеток менее 4,5 мм регулятор напряжения со щетками или щетки заменить. Проверить исправность регулятора напряжения можно собрав схему, показанную на рисунке ниже. Выводы от лампы 1 подключить к разным щеткам. При подключении аккумуляторной батареи лампа должна гореть. Протереть бензином контактные кольца. В случае их сильного износа или подгорания зачистить или проточить.

Электрическая схема для проверки исправности регулятора напряжения Я212А11Е.

Генератор 9422 3701 от чего

Исправность генераторов 9422.3701 и 2502.3771 необходимо проверять на стендах модели 532М или Э-242, а при их отсутствии проверку можно проводить на простейшем стенде, собранном по схеме, показанной на рисунке ниже.

Электрическая схема для проверки исправности генераторов 9422.3701 и 2502.3771.

Генератор 9422 3701 от чего

Стенд состоит из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 5000 оборотов в минуту, вольтметра, амперметра и реостата, создающего нагрузку до 70 Ампер в цепи генератора и аккумуляторной батареи.

Для проверки генератора необходимо включить выключатель 7, при этом должна загореться контрольная лампа 9. Довести частоту вращения генератора до 1500 оборотов в минуту, вольтметр 8 должен показывать напряжение 13 Вольт. Контрольная лампа 9 должна погаснуть.

Увеличить частоту вращения генератора до 1800 оборотов в минуту и включить выключатель 4. С помощью реостата 5 установить по амперметру 3 нагрузку 40 Ампер. Увеличить частоту вращения генератора до 5000 оборотов в минуту и установить с помощью реостата 5 нагрузку 70 Ампер. При этом вольтметр 8 должен показывать напряжение 13,5-14,2 Вольта. Исправные генераторы 9422.3701 и 2502.3771 с регулятором напряжения должен удовлетворять выше указанным параметрам.

Генератор двигателя ЗМЗ-4062

Генератор 9422.3701

Генератор 9422 3701 от чего

1 – задний подшипник; 2 – выпрямительный блок; 3 – контактные кольца; 4 – щетка; 5 – щеткодержатель; 6 – кожух; 7 – диод; 8 – держатель подшипника; 9 – винт; 10 – задняя крышка; 11 – вентиляторы; 12 – винт; 13 – ротор; 14 – обмотка статора; 15 – передняя крышка; 16 – вал ротора; 17 – шайба; 18 – гайка; 19 – шкив; 20 – передний подшипник; 21 – обмотка ротора; 22 – статор.

Автомобили с двигателем 4062 комплектуются генераторами 9422.3701 и частично 2502.3771 .

Генератор 9422.3701 – это трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы. Задний подшипник запрессован на вал ротора и в заднюю крышку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме “звезда” и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов). Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.

На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения. Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют. Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом “ ” и “массой” генератора установлен конденсатор. Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются центробежными вентиляторами через окна в крышках. Генератор 2502.3771 имеет некоторые конструктивные отличия.

Техническая характеристика генератора 9422.3701

Проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062 на автомобиле

Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включите дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В. Если это не так, значит неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения – выключите все потребители кроме габаритного света и замерьте напряжение при частоте вращения 1000–1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5–14,2 В. Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками контрольную лампу (21–35 Вт, 12 В). К выводу “D 1” подключаем +12 В, а к выводу “масса” – “минус”. Лампа при этом должна гореть, а при повышении напряжения источника в пределах 13,5–14,2 В – погаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, регулятор подлежит замене. Проверку диодов выпрямительного блока и дополнительных диодов см. в разделе Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062. Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена и отдельных диодов, однако при этом потребуется их перепрессовка в держатель. Эта операция требует аккуратности и навыка.

Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062

Снимаем генератор* с двигателя (см. Снятие с двигателя вспомогательных агрегатов и элементов оборудования).

* Показана разборка, и проверка генератора 2502.3771

Генератор 9422 3701 от чего

Ключом “на 10” отворачиваем гайку крепления провода.

Генератор 9422 3701 от чего

Ключом “на 8” отворачиваем гайку крепления конденсатора и снимаем его.

Генератор 9422 3701 от чего

Головкой “на 8” отворачиваем две гайки…

Генератор 9422 3701 от чего

…и, поддев отверткой, снимаем пластмассовый кожух генератора.

Генератор 9422 3701 от чего

Отсоединяем разъем от регулятора напряжения.

Генератор 9422 3701 от чего

Отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения…

Генератор 9422 3701 от чего

Генератор 9422 3701 от чего

Ключом “на 8” отворачиваем гайки болтов, стягивающих крышки.

Генератор 9422 3701 от чего

Отпаиваем три вывода обмотки статора от выпрямительного блока.

Генератор 9422 3701 от чего

Ключом “на 8” отворачиваем три гайки крепления выпрямительного блока…

Генератор 9422 3701 от чего

Генератор 9422 3701 от чего

Через отверстие головки “на 24” (удерживаемой газовым ключом) шестигранником “на 8”, удерживая вал, отворачиваем гайку…

Генератор 9422 3701 от чего

Генератор 9422 3701 от чего

Наживив гайку заподлицо с торцом оси ротора и удерживая генератор на весу за вентилятор, несильными ударами через мягкую выколотку выбиваем шкив.

Генератор 9422 3701 от чего

Отвернув гайку, снимаем шкив, вентилятор и упорную втулку.

Генератор 9422 3701 от чего

Помечаем взаимное положение крышек генератора и снимаем заднюю крышку.

Генератор 9422 3701 от чего

Вынимаем статор из передней крышки.

Генератор 9422 3701 от чего

Генератор 9422 3701 от чего

Если нет специального съемника, наворачиваем на вал гайку заподлицо с торцом и молотком из мягкого металла выбиваем ось ротора из переднего подшипника.

Генератор 9422 3701 от чего

Снимаем с оси упорную втулку.

Генератор 9422 3701 от чего

Отворачиваем четыре винта крепления крышки переднего подшипника.

Генератор 9422 3701 от чего

Через оправку выбиваем подшипник…

Генератор 9422 3701 от чего

Генератор 9422 3701 от чего

Съемником демонтируем задний подшипник с вала ротора.

Генератор 9422 3701 от чего

Новый подшипник запрессовываем подходящей втулкой, прикладывая усилие к внутреннему кольцу.

Генератор 9422 3701 от чего

Омметром проверяем отсутствие замыкания обмотки статора на корпус.

Генератор 9422 3701 от чего

Проверяем отсутствие обрыва цепи в обмотке статора.

Генератор 9422 3701 от чего

Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус.

Генератор 9422 3701 от чего

Измеряем сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть в пределах 2,3–2,7 Ом.

Генератор 9422 3701 от чего

Подавая напряжение (12 В) разной полярности на диоды, проверяем исправность выпрямительного блока.

Собираем генератор в обратном порядке.

Замена регулятора напряжения двигателя ЗМЗ-4062

Регулятор напряжения объединен с щеткодержателем и закреплен на задней крышке генератора под пластмассовым кожухом.
Заменить регулятор можно, не снимая генератор с автомобиля. Для удобства работы снимем бачок омывателя и, отстегнув резиновый ремень, отводим в сторону расширительный бачок. Порядок работы см. в разделе Разборка и проверка генератора двигателя ЗМЗ-4062.

Источник