Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор Нива Шевроле

Снятие, разборка, проверка, сборка

Генератор 2123 3701010 ремонт

Снятие генератора с Нивы Шевроле (верхнее расположение)

На моей любимой ШНиве зимой стал быстро разряжаться аккумулятор. Приходилось его заряжать каждые 2 недели. Причин для такого поведения аккумулятора может быть несколько, но так как уже начал подсвистывать подшипник генератора то решил начать с его ревизии.

На моем автомобиле генератор установлен 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01). Расположение генератора на двигателе верхнее. Это очень упрощает задачу его снятия с автомобиля.

Для снятия генератора мне потребовались:

  1. Ключ на 10, 8, 13
  2. Желательна трещотка с головкой на 8, 10, 13

Сначала необходимо ослабить натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов (некоторые по привычке называют его ремень генератора нивы, но это неправильно т.к. этот ремень крутит еще и помпу и насос гидроусилителя) иначе сбросить его не получится. Для этого необходимо ослабить гайки крепления кронштейна натяжного ролика (две гайки на 8 одну гайку на 10) и выкрутить регулировочный болт на 10. До дальней гайки на 8 дотянуться рожковым ключом проблематично, я использовал трещотку с головкой на 8.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Сначала ослабляем 3 гайки, а затем начинаем выкручивать регулировочный болт до тех пор, пока не появится слабина в ремне и не удастся его скинуть с шкива генератора.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Теперь можно приступить к снятию генератора. Я всегда, если работать предстоит с электрическими компонентами или устройствами, отключаю от аккумуляторной батареи минусовую клемму. Далее необходимо отключить от генератора подходящие к нему провода. Один провод подсоединяется колодкой к выводу генератора «D». Это вывод обмотки возбуждения генератора. Также необходимо открутить гайку на 10 и отсоединить провода с контактного болта «B». Сверху от грязи болт прикрывает резиновый защитный колпачок, который предварительно нужно снять с болта и сдвинуть вверх по проводам.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Далее ключем на 13 отварачиваем две гайки и вынимаем 2 болта крепления генератора к двигателю.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Ниже на фото показано место установки генератора с установленными на место болтами крепления (чтоб не потерялись

Генератор 2123 3701010 ремонт

).

Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор с автомобиля снят и теперь можно заняться его разборкой и проверкой.

Разборка генератора шевроле нива 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01)

Так ка дело было зимой, то принес генератор домой. Почитав различные статьи по разборке генераторов сначала несколько сомневался, что удастся мне разобрать его дома, «на коленке», без съемников или простейших тисков. Однако мне все удалось.

Начал я со снятия шкива генератора. Тут меня поджидала первая проблемка. Гайка шкива никак не хотела откручиваться. Руками шкив было не удержать, а тисков у меня дома нет. После нескольких неудачных попыток все же мне удалось достаточно хорошо зафиксировать шкив с помощью старого ремня привода вспомогательных агрегатов.

Я обмотал шкив два раза старым ремнем, далее с небольшим отступом завязал узел. Между шкивом и узлом засунул накидной длинный ключ и несколько раз его провернул, затягивая ремень на шкиве. Установил ключ под шкив таким образом, чтоб он фиксировал шкив от проворачивания при откручивании гайки, т.е. при движении кривого шестигранника с головкой вниз (на фото ниже).

Генератор 2123 3701010 ремонт

Даже при такой фиксации шкива мне не сразу удалось открутить гайку. Мне помог длинный тяжелый ключ. Я им бил со всего размаху по самому концу шестигранника. После пятого или седьмого удара гайка поддалась и далее открутилась рукой.

Генератор 2123 3701010 ремонт

На фото ниже все то, что снялось вместе со шкивом. Порядок (с права на лево) соответствует порядку снятия с генератора.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Далее снимаем пластиковую крышку генератора. Для этого надо предварительно отщелкнуть три пластиковые защелки. После этого крышка легко сдвигается с корпуса генератора.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Вот фото внутренностей моего генератора, которые были скрыты под крышкой.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Для замены или проверки технического состояния щеток, а также для разборки генератора, необходимо снять с генератора регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем. Он прикручен двумя шурупами к корпусу генератора. Необходимо также отключить идущий к нему провод.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Откручиваем 4 стяжных винта и разъединяем переднюю крышку генератора и корпус.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Ротор из подшипника можно выбить следующим способом:

  • Накручиваем на ось ротора гайку, чтоб в случае чего можно было «поправить» ею резьбу
  • Через деревянную проставку молотком аккуратно выбиваем ротор, удерживая крышку рукой вертикально и упирая её в пол

Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор 2123 3701010 ремонт

Так как изначально планировал заменить передний подшипник генератора (он начал скрипеть и пищать на холодную) то церемониться с ним не стал, а просто выбил его попавшейся под руку головкой. Впрочем (скажу забегая в перед) зря я так с ним обошелся. Купленный мной в магазине новый подшипник имел люфты большие, чем родной французский подшипник, отходивший на машине почти 10 лет. Нужно было бы его просто открыть, промыть и снова забить смазкой.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Проверка и ремонт генератора нива шевроле

Так как мой генератор был рабочий и нуждался лишь в ревизии, тут пока не будет конкретных советов. Я лишь опишу то, что сделал я и на что я обращал внимание.

    При снятии регулятора напряжения с щеткодержателем необходимо убедиться, что щетки выступают из щеткодержателя не менее чем на 5 мм. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В противном случае регулятор необходимо заменить.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Также необходимо проверить сопротивление обмоток ротора генератора. Для этого измеряем сопротивление между двумя контактными кольцами. Если омметр покажет бесконечность, значит, в обмотках обрыв и нужно заменить ротор.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Обязательно необходимо зачистить все места электрического контакта. Важными являются место контакта конденсатора на корпус генератора (зачистить), провод конденсатора (зачистить и затянуть). Немало важно надежно притянуть конденсатор с помощью винтов к корпусу, что обеспечит надежный контакт.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор 2123 3701010 ремонт

Сборка генератора шевроле нива 80А 2123-3701010-01 (9402.3701-01)

Как я уже писал выше, новые подшипники из магазина, имели люфт больший, чем проходившие 10 лет родные французские подшипники. Так что всем советую аккуратнее выпрессовывать их, чтоб была возможность поставить их обратно, после чистки и смазки.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Снятый с генератора родной французский подшипник.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Купленный в магазине подшипник для замены уже имеет значительный люфт.

Новый подшипник в переднюю крышку устанавливаем очень легкими ударами молотка, исключительно по внешнему кольцу подшипника, ударами по кругу. Предварительно конечно необходимо вычистить и промыть место посадки подшипника в крышке.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Вставляем ротор осью в подшипник. Для его осаживания слегка постукиваем молотком по передней крышке генератора в направлении стрелок.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Далее все скручиваем и устанавливаем в обратной последовательности. Затягивание шкива производил аналогично его откручиванию (см. вверху), т.е. удерживал от проворачивания старым ремнем а по шестиграннику стучал тяжелым рожковым ключем.

Хочу отметить один момент. Часто, генератор выдает пониженное напряжение по причине окисления контактов. Поэтому, при сборке генератора, обязательно нужно зачистить и протянуть все электрические соединения. Больное место генератора нивы шевроле это контактный болт. У него в результате эксплуатации ослабляется гайка, которая его притягивает к выпрямительному блоку. Попавшая влага окисляет плоскости контакта и увеличивает его сопротивление. Поэтому настоятельно рекомендую раскрутить полностью этот болт и зачистить все элементы этого соединения. Также при сборке необходимо хорошо контактный болт зафиксировать на выпрямительном блоке.

Для того, чтобы вырабатываемый генератором ток не терялся на соединениях, советую зачистить и протянуть электрические соединения генератор — аккумулятор, аккумулятор-масса, двигатель — масса.

Генератор 2123 3701010 ремонт

Поиск генератора/регулятора напряжения.
Как уже писал, на машинки 2006гв идут генераторы 2123-3701010-02(заводской номер 9402.3701-04).
Со слов инженеров одного из официальных дилеров данный генератор не вполне совместим с генератором 2123-3701010–00, и замена «в лоб» позволит выдавать напругу в сеть, но контрольная лампа генератора в данном случае будет неярко гореть, что не есть правильно (писал чуть выше).
Такие генераторы на текущий момент (апрель 2006) у официальных дилеров в наличие не было.
Гены были обнаружены в одном из Кэмпов и у офиц дилера завода изготовителя (адреса и тел не привожу).
Цена в рознице не превышает 2300 руб.
Перед визитом в магазин обязательно уточняйте наличие, хоть товар не дефицит, но и не самый распространенный, то же самое можно сказать и про «таблетку».

Реле-регулятор напряжения на данный генератор 7931.3702и4.
По информации на эл. СМИ в данном регуляторе напряжения использованы компоненты от компании Моторола. Что на внешнем виде изделия ни как не сказывается.
Стоимость в Московской рознице составляет от 280 до 300 руб.

После замены таблетки броски напряжения в борт сети (подключение/отключение нагрузки, обороты движка) стали менее значительными как по диапазону, так и скорости реагирования (очень хорошо заметная разница, извиняюсь за субъективность оценки, какие временные диаграммы и прочее характеристики привести к сожалению не могу).
На новой таблетке поддерживается достаточно стабильное напряжение 14.6в (по показаниям БК).
Так как дефект был плавающий, то в настоящий момент не могу на 100% утверждать что дефект поборол, но пока он не проявлялся.
Короче, если от меня по данной тему каких либо кардинальных изменений/дополнений не будет, то значить дефект ушел по факту замены таблетки.

Судя по некоторым сообщения в форуме, могу предполагать, что с аналогичными симптомами/дефектами сталкиваются владельцы машин 2006гв.
И возможной причиной выхода из строя таблетки может быть рваный режим включения вентилятора радиатора (как правило вентилятор включается когда движок и гена вращаются на малых оборотах, что очень сильно сказывается на борт сети и по идее и на таблетке). Если эти предположения верные, то владельцам машин 2006г.в сам бог велел установить БК имеющие функции регулировки температуры включения вентиляторов и имеющие функции оповещения о сбоях в борт сети. И конечно ни в коем случае не пренебрегать сообщениями БК о возникновении сбоев в борт сети. (Все в этом пункте ИМХО/догадки/предположения и могут не соответствовать действительности)

Возможной другой причиной выхода таблетки – производственный брак — дефектная партия.

В общем все. Если будет что еще по данной теме, добавлю, допишу, номер таблетки и прочее впишу завтра.

И пусть электронные/электрические нервишки у Вашей машинки не шалят, психического ей спокойствия.

Последний раз редактировалось: tim-off (Вт Апр 18, 2006 10:20), всего редактировалось 1 разВернуться к началу

Slavanus
Участник

Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор 2123 3701010 ремонт

Популярность:
Возраст: 43
Зарегистрирован: 15.06.2005
Сообщения: 184
Откуда: г.Светогорск,Лен.обл

Добавлено: Вт Апр 18, 2006 09:33 Заголовок сообщения:
tim-off , подскажи пожалуйста, что такое эта — таблетка — , как она выглядит и в каком месте ее надо заменить?
У меня есть таой эффект как падение напряжения, когда еду с горки на нейтралке с включенными фарами свет от фар с якро белого переходит в желтый потом опять становится ярко белым и так по кругу пока передау не воткну и буду давить на гашетку. Такж е эти «колебания» видны на панели приборов ( яркость то падает, то становится нормальной).
Судя по описаниям в этой ветке у меня что то похожее.
_________________
Банзай!
Вернуться к началу
tim-off
Живу здесь

Генератор 2123 3701010 ремонт

Генератор 2123 3701010 ремонт

Популярность:
Возраст: 52
Зарегистрирован: 21.12.2005
Сообщения: 1838
Откуда: Москва

Добавлено: Вт Апр 18, 2006 10:15 Заголовок сообщения:
В ответ на Slavanus
Slavanus писал(а):
tim-off , подскажи пожалуйста, что такое эта — таблетка.

Таблетка, жаргонное определение регулятора напряжения в генераторе. Совмещает в себе электронные компоненты регулятора напряжения и щеточного узла для якорной обмотки возбуждения. Внешне черный корпус с обозначением, действительно вызывает ассоциацию с таблеткой, имеет приливы для крепления винтами.
фото: http://www.pasker.ru/catalog/goods.php?id=15193
Этот же узел чаще всего в магазинах называется реле — регулятор, или реле регулятор напряжения.
Данный узел находится под пластиковой крышкой, с зади генератора. Крышка фиксируется тремя пластиковыми защелками.
Для снятия крышки требуется снять минусовую клему с аккум (или две), снять плюсовую клему с генератора, и отдельный плюсовой проводок с зади генератора.
Так называемая таблетка крепится к корпусу двумя винтами, после того как открутишь, отсоединяешь от нее провода (клемы 3 шт). И устанавливаешь новую таблетку в обратной последовательности. Новая таблетка из за невыработанных щеток может труднее вставать на родное место.
В общем все.
Для гены 2123-3701010-02 (заводской номер 9402.3701-04) идет таблетка 7931.3702и4

Инструменты, ключ на 10, отвертка крестовая, фонарик (по обстоятельствам)

Источник