Есть ли мотор у парусных яхт

Блог Сочи Все о яхтах и водном транспорте

Парусная яхта с мотором и без

Есть ли мотор у парусных яхт

С невероятной скоростью сердца любителей морских приключений завоевывают парусные яхты. Маневренные, быстрые и комфортабельные суда последнего поколения позволяют получать от путешествия по водным просторам не только огромное удовольствие, но и внушительную прибыль. Любому, кто планирует приобрести или арендовать такой водный транспорт, необходимо хотя бы чуть-чуть разбираться в том, какие бывают яхты и чем они между собой отличаются. Давайте ознакомимся с существующими классификациями детальнее.

Основные виды парусных яхт

Любая яхта представляет собой относительно компактное судно для совершения быстроходных путешествий по различным акваториям. К данной категории относятся как туристические, так и спортивные суда, за исключением тех, которые совершают рейсовые коммерческие вояжи или рассчитаны на большое количество пассажиров. Первые упоминания о подобном водном транспорте появились в семнадцатом столетии, и с тех пор яхтенный спорт и отдых приобрел повсеместное распространение. Впечатляющим можно назвать разнообразие не только маршрутов, но и конструктивных и дизайнерских решений при сооружении яхт.

Ключевым параметром для идентификации парусной яхты является способ движения – судно может перемещаться с помощью мотора либо только за счет паруса. Хотя сейчас довольно много яхт, которые плавают исключительно за счет двигателя, большинство все-таки остаются комбинированными. То, какой из них стоит в названии первым, определяет основной двигатель, так что будьте готовы к тому, что в моторно-парусном судне парус будет выполнять исключительно декоративную функцию.

В зависимости от практичного назначения, габаритов и вместительности парусные яхты делят на крейсерские, гоночные и смешанные. Как понятно по названию, гоночные используются во время регат, а крейсерские ориентированы на отдых. Если на первых нет практически ничего (чтобы можно было добиваться максимальных скоростных параметров), то вторые радуют современно отделанными каютами, массой удобств наподобие бара, комнаты для вечеринок и т.д. Если говорить в целом о моторных судах, то они идеальны для коротких переходов между гаванями и бухтами, но для путешествий на длительные расстояния не подходят.

В целях обеспечения максимальной устойчивости судостроители могут использовать шверты или кили, наличие которых влияет на расположение центра тяжести. Среди инновационных разработок – так называемый «протыкатель волн», который характеризуется 2 поплавками по бокам в нижней части и относится к однокорпусным парусным яхтам. Кроме моделей с одним корпусом, к категории яхт относятся тримараны и катамараны.

Вот еще несколько критериев, по которым делят парусные яхты:

  • статус (для чартерных или частных путешествий);
  • материал, из которого сделан корпус – бывают суда с металлическим, армоцементным, деревянным или пластиковым основанием;
  • мореходность – одни яхты ориентированы на перемещение по озерам и реками, а другие предназначены для морских путешествий.

Также иногда можно услышать среди профессионалов классификацию в зависимости от типа парусного вооружения – согласно этому параметру выделают шхуну, йол, Бермудский шлюп, кеч и другие.

Отличительные особенности парусно-моторных судов

Отдельно стоит рассмотреть парусные яхты, оснащенные двигателем. Их становится все больше, и это неудивительно, учитывая те преимущества, которые дает такое судно своему владельцу. Основными из них являются:

  • возможность без проблем выходить и перемещаться по морской акватории;
  • экономия топлива благодаря наличию парусника (это делает их более выгодными в сравнении с беспарусным водным транспортом);
  • шанс добраться до береговой зоны даже при отсутствии топлива или двигаться по акватории при слабом ветре;
  • высокая скорость перемещения (свыше 100 километров в час).

Не стоит думать, что у моторной парусной яхты основным «движителем» является мотор, главным все равно остается парус, а мотор, в свою очередь, обеспечивает ему поддержку по необходимости. Фактически в таком судне соединились плюсы обычной и современной яхты, но, естественно, за расширенный функционал необходимо платить, так что такие модификации изначально стоят дороже и больше денег требуют на текущее обслуживание.

Внимание! Если собираетесь брать яхту с мотором, предварительно уточните, какой расход топлива, чтобы отдых на воде не опустошил ваш кошелек.

Оцениваем парусные яхты без мотора

Несмотря на несомненные плюсы моделей моторного типа, у классических парусных яхт есть свои секреты, которые дают им возможность оставаться на пике популярности. Во-первых, это неповторимые ощущения, которые получает команда и пассажиры, когда мчаться по волнам, отдавшись исключительно силе ветра. Во-вторых, такие модели гораздо экономичнее в эксплуатации, поскольку владельцу не приходится тратить массу денег на топливо, а в случае поломки или столкновения – на ремонт или замену двигателя.

Что касается скорости, то диапазон в зависимости от предназначения может существенно варьироваться. В среднем вы будете двигаться примерно 9-18 километров в час, если речь идет о круизном судне – это оптимальная скорость для того, чтобы «почувствовать» море и не испытывать проблем со здоровьем. Дополнительный приятный бонус – отсутствие необходимости постоянно контролировать подачу топлива, а также слышать работу двигателя и вдыхать отработанные газы

Интересно! Большинство яхтсменов, совершающих кругосветные и другие длительные путешествия, останавливают свой выбор именно на безмоторных судах.

Безусловно, существует такой момент, как зависимость от ветра, поэтому если вы планируете пользоваться яхтой регулярно или оперативность достижения места назначения имеет первоочередное значение, либо же вам просто нравиться неспешно перемещаться по водной глади и расслабляться, то это идеальный выбор.

Среди множества вариантов особого внимания заслуживают швертботы, у которых, в отличие от других, есть балластный фальшкиль и шверт, зато нет традиционного киля. Как правило, это небольшие суда, которые могут применяться для прогулок, сдачи в аренду или регат. Бывают крейсерские (преимущественно туристические) и открытые (спортивные либо прогулочные) модели.

Подводя итоги, отметим, что парусные яхты бывают всевозможных видов, отличаясь по назначению, габаритам, количеству мачт, типу корпуса, мореходности, цене и т.д. Но одной их важнейших характеристик является принцип движения, а точнее – наличие или отсутствие двигателя. Безмоторные и моторные суда отличаются по скорости, стоимости, комфортабельности и массе. Первые оптимально подходят для туристических целей и отдыха семьей, а вторые преимущественно являются яхтами классами премиум, рассчитанными на тех, кто ценит роскошь и быстроходность. Теперь, зная особенности классификации, вы сможете принять правильное решение при покупке или аренде парусного судна.

Моторно-парусные яхты

Давным-давно, лет 60-65 назад, добропорядочному яхтсмену и в страшном сне не могло присниться, что на его парусную красавицу будет установлено нечто шумящее, чадящее и вибрирующее, вроде двигателя внутреннего сгорания. Сторонники true-яхтинга считали полнейшей бессмыслицей установку тяжёлого, подверженного поломкам агрегата на свои крылатые красавицы, здраво апеллируя к неприспособленности корпуса лодки для использования мотора, утяжелению судна в целом из-за самого агрегата и необходимого для него топлива, редким случаям его реальной необходимости, и, наконец, повышенной пожароопасности из-за использования мотора. Следует заметить, что большинство доводов вполне обоснованы. Но это также не значит, что парусная яхта не может быть оснащена двигателем и остаться быстрым, красивым и надёжным судном.

Что же это за класс судов, моторно-парусные яхты?

Прежде всего, нужно понять, какие различия в строении парусных яхт и моторных катеров, чтобы понять, что именно мешало яхтсменам признать полезность мотора на парусной яхте.

Всё в строении парусной яхты заточено под высокие мореходные качества: узкий длинный корпус, глубокая осадка, наличие киля, низкие борта для снижения сопротивления боковому ветру. Все эти особенности строения связаны с тем, что движущий элемент – парус. Для моторных яхт – всё в точности до наоборот. Высокая надводная часть, округлые борта, отсутствие выраженного киля, широкая корма, имеющая несколько целевых предназначений, плоское днище кормы для улучшения устойчивости на высокой скорости.

Парусная яхта

Для парусной яхты одним из важнейших показателей является остойчивость, то есть способность противостоять кренам и дифферентам (не доводя до переворачивания судна, само собой) и возвращаться в нормальное состояние. При высоком центре тяжести корпуса (из-за мачт), а также давлении ветра на паруса, огромное значение имеет киль и низкая осадка судна.

Моторные яхты

Моторная яхта менее капризна в этом отношении. Центр тяжести расположен низко (при грамотной компоновке судна и правильно размещённом балласте), поэтому угроза переворачивания при сильной непогоде ей не грозит. Низка осадка позволяет переходить на глиссирование при высоких скоростях. Но в связи с небольшой смоченной поверхностью корпуса будет очень сильно ощущаться боковая и кормовая качка, как при движении, так в стоящем положении. Кроме того, из-за низкой осадки и большой площади боковой поверхности моторной лодки на невысоких скоростях яхту будет ощутимо сносить с курса, что требует постоянной его корректировки.

Есть ли мотор у парусных яхт

Моторно-парусной называют яхту, которая сочетает в себе два возможных способа привести судно в движение: это с использованием мотора и с помощью парусов.

Моторно-парусные яхты делятся на несколько видов, в зависимости от того, чему отдаётся предпочтение в развитии скорости: парусу либо мотору.

Рассмотрим эти типы суден:

  1. Парусные судна с двигателем, используемым в качестве вспомогательного . Данный вид яхт представляет собой обычные крейсерские яхты, которые используют установленный на них мотор с целью комфортного захода и отплытия с гавани, швартования и т.д. Мощность мотора на таких яхтах не играет ключевое значение и как следствие устанавливается маломощный мотор, а также имеющий небольшой размер и вес. Благодаря этому, двигатель никаким образом не влияет на такие показатели яхты как: остойчивость и лавировочные свойства. Двигатель имеет топливный запас на 150-200 миль, а его максимальная скорость около 7 миль/час.
  2. Парусно-моторные судна, в которых паруса играют первостепенную роль. Такие яхты называют иногда 50/50, потому что парус и мотор могут использоваться в равной степени. Моторы на таких суднах довольно мощные, поэтому могут быть использованы в любое время, а парусное вооружение по-прежнему предоставляет огромные возможности в дальних плаваниях.
  3. Катерные яхты – такие судна оборудованы двигателями для движения яхты. Моторы мощные, что даёт возможность таким яхтам ходить с помощью моторов на дальние расстояния, парусное вооружение играет второстепенную роль.
  4. Катер, с установленным парусным вооружение в качестве вспомогательного. Такие катера оборудованы большим топливным баком, а также мощным двигателем. Яхты такого типа преодолевают длительные расстояния без каких-либо проблем. Парусное вооружение применяется лишь для лучшей мореходности судна. Скорость таких катеров в среднем 10 узлов.

Каждый из видов моторно-парусных яхт имеет свои особенности и преимущества, с которыми необходимо ознакомиться перед выбором судна в аренду либо же приобретение во владение.

Преимущества моторно-парусных яхт:

  1. Планировка всех моторно-парусных яхт предусматривает разделение на несколько кают, а также зоны кокпита, камбуза, гальюн и т.д. В зависимости от размеров яхты и её класса, варьируется и внутреннее наполнение. В любом случае, яхты оснащены всем необходимым для комфортного проживания.
  2. Наличие двигателя на парусной яхте обеспечивает большую скорость яхты.
  3. При хождении только под парусами, яхта практически бесшумно.
  4. Экономичность – судно может двигаться исключительно с помощью парусов, при этом топливо не расходуется. Двигатель может использоваться только в экстренных случаях.
  5. Погодные условияне станут помехой движению, опять-таки благодаря установленному и двигателю, и парусному вооружению одновременно.
  6. Судна устойчивы к качке по волнам. Они стабилизируются за счет паруса и киля.
  7. Безопасность во время плавания. Все парусно-моторные яхты оборудованы и навигационным и штурманским оборудованием.
  8. Автономностьна таких яхтах обеспечивается за счёт установленной системы пресной воды (длительное хранение и снабжение пресной водой судна), сточной системы (удаление сточных вод с судна), а также системы осушения (осушает воду, которая попала на борт).

Опытные яхтсмены отмечают одними из основных достоинств моторно-парусных яхт возможность выбора и комфорт.

Прочувствовать на себе все преимущества парусно-моторных яхт можно либо став счастливым судовладельцем (что далеко не всем по карману), либо взяв яхту в аренду (этот вариант более реалистичный для большинства людей).

Взяв в аренду парусно-моторную яхту , Вы имеете возможность насладиться плавным ходом судна под парусами, наслаждаясь пейзажами и звуками моря, либо прокатиться с ветерком на моторе, прочувствовав всю мощь белоснежной красавицы. Условия аренды таких яхт ничем не отличаются от стандартной процедуры аренды суден.

Отдых на яхте – это всегда стильно, а отдых на парусно-моторной яхте – это престижно и «вкусно».

Моторно-парусные яхты

Есть ли мотор у парусных яхт

Еще в начале пятидесятых годов многие яхтсмены с предубеждением относились к установке на парусной яхте бензинового мотора или дизеля. Двигатель на яхте считали совершенно бесполезным и даже опасным (в пожарном отношении) грузом; утверждали, что мотору свойственно отказывать в работе в самые критические минуты. Большинство яхтенных капитанов называло противоестественным союз мотора и паруса.

Сейчас положение изменилось. Трудно найти яхтсмена-крейсерщика, который отрицал бы необходимость установки вспомогательного двигателя. Подавляющее большинство крейсерских яхт снабжают моторами, если не при постройке, то при последующем переоборудовании.

Мотор, безусловно, необходим, когда яхте приходится входить в гавань по узкому извилистому фарватеру, лавируя против встречного ветра. О нем невольно вспоминают и тогда, когда паруса беспомощно повисают, а нужно срочно возвращаться в яхт-клуб, идя против сильного течения. А постановка на якорь и съемка с якоря в узкостях, переходы по каналам и под мостами, плавание в штиль? Во всех этих случаях мотор не только облегчает маневрирование, но и позволяет экономить время, которое затем можно использовать для того, чтобы уйти на сотню миль дальше или для знакомства с достопримечательностями на берегу.

У туристов, плавающих на катерах, наоборот, часто появляется желание поставить паруса, чтобы использовать свежий попутный ветер, сэкономить топливо, да и просто отдохнуть от постоянного шума мотора и вибрации.

Ниже рассматриваются особенности комбинированных моторно-парусных судов, сочетающих качества парусной яхты и катера . Двумя крайними полюсами таких комбинированных судов являются яхта со вспомогательным мотором небольшой мощности и полной парусной оснасткой и катер с мощным двигателем и вспомогательной парусностью (в основном для придания судну устойчивости на взволнованном море). Суда промежуточного типа, рассматриваемые в настоящей статье, в дальнейшем будут называться моторными парусниками .

Катер и яхта. Нетрудно сопоставить основные эксплуатационные качества моторного катера и парусной яхты в форме табл. 1.

Таблица 1. Сопоставление основных качеств парусной яхты и катера

ПоказательПарусная яхтаКатер
Характеристика
Скорость ходаНеустойчивая, зависит от силы ветра и курса яхтыПрактически постоянна
Дальность плаванияОграничивается только запасами воды и провизииОграничивается запасами топлива
МореходностьВысокая (неограничена для яхт океанского плавания)Ограниченная (для большинства катеров прибрежного плавания — волнение 3—5 баллов)
ОсадкаБольшая (2,1 м для яхты длиной по КВЛ 10 м)Малая (0,9 м для катера длиной по КВЛ 10 м)
Условия обитаемостиБесшумность; ход с креномПовышенная шумность и вибрация корпуса
Минимальный экипаж2—3 чел. на вахте, 4—6 для аврала1—2 чел. на вахте, 2 чел. для аврала
Затраты на организацию походаПродовольствиеПродовольствие — топливо

При проектировании моторного парусника ставится задача получить высокую скорость, как под мотором, так и под парусом и сохранить малую осадку катера, которая делает доступными многие мелководные гавани и бухты. От парусной яхты должны сохраниться высокие мореходные качества, экономичность и большая дальность плавания, а также хорошие условия обитаемости.

В прибрежном крейсерском плавании килевая яхта (длиной по КВЛ 7—10 м) без мотора показывает среднюю скорость на переходе от 3 до 5 узл. На моторном паруснике можно получить устойчивую среднюю скорость на 3—4 узла больше, что позволяет за сутки пройти лишних 50—80 миль; отпадает необходимость лавировать при слабом встречном ветре или пережидать в море штилевые часы. С другой стороны, если команда катера часто вынуждена отказываться от выхода в море, особенно при сильном встречном ветре и большой волне, на моторном паруснике можно спокойно идти в крутой бейдевинд под зарифленными парусами.

Как же наилучшим образом сочетать в одном судне положительные качества катера и парусной яхты? Будет ли правильным ставить на парусную яхту мощный двигатель или на катер развитое парусное вооружение?

Известно, что парусное судно может развить приемлемую скорость, если площадь его парусности S (м²) находится в определенном соотношении с водоизмещением D (м³) и смоченной поверхностью Ω (м²) . Эти отношения не должны быть менее:

причем первое из них характеризует ходкость яхты в сильный ветер, а второе — в слабый.

Яхта сможет нести такую оптимальную парусность, если она будет иметь хорошую остойчивость, которая обеспечивается глубоко погруженным тяжелым фальшкилем (вес его составляет 35—50% полного водоизмещения). Естественно, что при плавании под мотором такая остойчивость не нужна, а «перевозка» фальшкиля потребует непроизводительной затраты мощности двигателя; таким же бесполезным грузом в этом случае становятся рангоут, паруса и оснастка.

Для создания достаточного сопротивления дрейфу корпус яхты должен иметь большую площадь бокового сопротивления (14—18% площади парусов). Поэтому смоченная поверхность корпуса яхты больше, чем у катера таких же размерений, и для достижения одинаковой с катером скорости потребуется большая мощность мотора. Развитая оснастка и рангоут яхты увеличивают воздушное сопротивление, для преодоления которого также необходима затрата дополнительной мощности. Обводы яхты, рассчитанные на плавание с относительно низкой скоростью и с креном, не позволяют развить под мотором более высокую скорость, сколько бы ни увеличивалась его мощность.

С другой стороны, если на катер поставить парусное вооружение яхты таких же размеров, результат вряд ли будет удовлетворительным. Из-за отсутствия фальшкиля и высокого расположения тяжелых грузов (двигателя, запасов топлива, развитых надстроек) остойчивость катера окажется явно недостаточной для хода под парусами и потребуется уменьшение площади парусности. На нем нельзя будет идти круто к ветру, так как боковое сопротивление его корпуса невелико. Обводы его подводной части не рассчитаны на плавание с креном и дрейфом. Гребной винт большого диаметра и с широкими лопастями будет сильно тормозить ход под парусом. Да и сам корпус катера, рассчитанный на движение на какой-то одной и довольно высокой скорости, будет иметь сопротивление больше, чем корпус яхты.

Из сказанного ясно, что катер под парусами не сможет достичь одинаковых с яхтой лавировочных и ходовых качеств, так же, как и яхта с мощным мотором — достичь скорости катера тех же размеров и с двигателем той же мощности. При проектировании моторного парусника нужно найти компромисс между этими типами судов и отдать предпочтение тем или другим отдельным качествам.

Особенности движения водоизмещающих судов с большой скоростью. Каждый яхтсмен, безусловно, знает, что при движении яхты около ее корпуса образуются волны. Высота и длина этих волн растут по мере увеличения скорости яхты (рис. 1), а число их, укладывающееся на длине судна, уменьшается. Иногда можно видеть, как гоночные яхты, например, класса «Р-5,5», идут только на одной волне (соседние гребни расположены в носу и корме, а подошва около миделя). Такое положение означает, что яхта достигла своей предельной скорости, если ее вес, обводы и площадь парусности не позволяют перейти в режим глиссирования. Создается впечатление, что судно не в силах взобраться на гребень волны, которую создало оно само. Все же легкие яхты — «Летучие Голландцы» и «звездники» — в свежий ветер могут преодолеть этот барьер и глиссировать, находясь только на одном гребне, который располагается теперь уже около миделя. Подобные же явления наблюдаются и на катерах при постепенном увеличении их скорости.

Рис. 1. Схема волнообразования у корпуса яхты при различных скоростях

Есть ли мотор у парусных яхт

Fr — число Фруда; λ — длина носовой волны; L — длина яхты по КВЛ.

Нетрудно заметить, что картина волнообразования зависит не только от скорости хода, но и от длины судна: чем короче судно, тем при меньшей скорости наблюдается явление волнового барьера. Поэтому в судостроении скорость судов принято характеризовать относительной скоростью, или числом Фруда,

где v — скорость судна, м/сек; L — длина по ватерлинии, м; g — ускорение силы тяжести, равное 9,81 м/сек², √ — корень квадратный.

Эта величина характеризует, прежде всего, интенсивность волнообразования у корпуса на данной скорости и долю мощности мотора или парусов, необходимую для создания этих волн. Например, если говорят, что яхта идет со скоростью Fr = 0,29, судостроитель знает, что независимо от ее длины:

— на длине яхты укладываются примерно две поперечные носовые волны;

— мощность, потребная для создания волн, составляет около 50—60% всей необходимой мощности двигателя (остальная часть тратится на преодоление трения обшивки корпуса о воду и вихревого сопротивления корпуса).

Рис. 2. Типичный график зависимости буксировочной мощности EPS от относительной скорости яхты (числа Фруда)

Есть ли мотор у парусных яхт

Подобным же образом при числе Фруда Fr = 0,4÷0,5 наступает тот момент, когда судно идет на двух соседних гребнях одной волны, а сопротивление движению от волнообразования достигает 90% общего сопротивления корпуса. Эта скорость и представляет тот самый барьер, преодолеть который могут только легкие глиссирующие яхты или катера, имеющие соответствующие обводы и мощность двигателя. На рис. 2 приведен график зависимости сопротивления яхты (в виде потребной для его преодоления буксировочной мощности) от относительной скорости. Можно заметить, что в диапазоне Fr = 0,3÷0,5 сопротивление резко возрастает при самом незначительном увеличении скорости. Именно поэтому мощности, развиваемой парусами, обычно бывает достаточно только для достижения некоторой скорости v = 2,2÷2,4√L узл. (что соответствует относительной скорости Fr = 0,38÷0,39). Очевидно, что увеличение скорости яхты под мотором сверх этого предела без какого-либо изменения обводов и уменьшения водоизмещения потребует непомерного увеличения мощности мотора, а следовательно, увеличения его габаритов и веса, запасов топлива и водоизмещения судна в целом.

Поэтому скорость моторных парусников под мотором обычно не превышает значения v = 2,7√L. При такой скорости можно получить удовлетворительный компромисс между парусными качествами и ходкостью под мотором.

В табл. 2 приведены значения максимальной и экономической скорости для моторно-парусных яхт различной длины по КВЛ.

Таблица 2. Экономическая и максимальная скорости моторных парусников

При движении судна со скоростью выше v = 2,7√L (Fr = 0,45) оно образует, как уже отмечалось, волну, длина которой превышает длину судна, а вершина находится около миделя судна. Такая волна вызывает дифферент судна на корму, что, в свою очередь, приводит к увеличению кормовой волны и, в конечном счете, к резкому росту сопротивления воды движению судна. Для того чтобы противодействовать дифференту, корма судна должна иметь широкий транец и плоское днище с пологими, почти горизонтальными батоксами. Благодаря такой форме корпуса на днище создается подъемная сила, которая выравнивает судно, а при дальнейшем увеличении мощности — выжимает его из воды, переводя в режим глиссирования.

Однако такие обводы кормы неприемлемы для моторного парусника, так как при плавании с креном (под парусами) большой объем кормы становится причиной дифферента на нос; в результате корпус и киль яхты занимают неправильное положение (угол атаки) при лавировке и не позволяют идти круто к ветру, а образующийся за кормой поток тормозит движение яхты.

Таким образом, рассмотрев особенности движения тяжелых водоизмещающих судов, какими обычно являются туристские катера и яхты, можно сделать следующие выводы:

— максимально достижимая скорость под парусами для яхт составляет v = 2,2÷2,4 √L узл.;

— мощность двигателя для моторно-парусной яхты, обладающей хорошими лавировочными качествами, не должна превышать величины, необходимой для развития скорости v = 2,7 √L узл.;

— если судно рассчитывается на большую скорость под мотором, нельзя ожидать от него удовлетворительной способности лавировать.

Типы моторных парусников. В зависимости от величины скорости, развиваемой под мотором, и той роли, которая отводится парусу или мотору на данном судне, все моторно-парусные яхты могут быть условно разделены на четыре основных типа.

I. Яхты со вспомогательным двигателем. Это, по существу, обычные крейсерские яхты, на которых мотор играет второстепенную роль и устанавливается исключительно для облегчения входа и выхода из гавани, прохода по фарватеру, швартовки и т. п. Мотор выбирают с минимальными мощностью, весом и габаритами. Скорость под мотором в этих случаях не превышает значения v = 1,8÷2,0 √L узл. (5—6 узл. для большинства крейсерских яхт). Запас топлива также невелик, как правило — на 20—30 час. непрерывной работы двигателя, т. е на 100—200 миль.

Гребной винт для уменьшения сопротивления при ходе под мотором должен иметь минимально допустимый диаметр, узкие лопасти; обычно размещают винт в окне ахтерштевня и руля.

Мощность вспомогательного двигателя для достижения указанной скорости обычно составляет 1,2÷2,0 л. с. на 1 т водоизмещения яхты. Вес мотора при этом не превышает 3% водоизмещения D, а вес запасов топлива 2% D. Поэтому установка двигателя не сказывается ни на остойчивости яхты, ни на ее лавировочных качествах. Вес фальшкиля сохраняется в пределах 35—45% D.

II. Моторно-парусные яхты с предпочтением парусным качествам. Проектируя суда этого типа, конструктор обычно стремится сочетать хорошие лавировочные качества и ходкость под парусами со сравнительно высокой скоростью под мотором. Один из таких парусников показан на рис. 3.

Рис. 3. Моторно-парусная яхта типа II под парусами

Есть ли мотор у парусных яхт

От яхт со вспомогательным мотором моторные парусники рассматриваемого типа отличаются более мощным мотором (4÷5,5 л. с./т) и, следовательно, большей скоростью хода под мотором (2,2÷2,4√L узл.), а также увеличенной дальностью плавания под мотором (до 800—1000 миль для яхты длиной около 15 м). Здесь двигатель играет такую же основную роль, как и паруса, поэтому ходовым качествам под мотором уделяется большее внимание. Часто этот тип яхт называют «50/50» (т. е. по 50% от яхты и катера).

На рис. 4 показан теоретический чертеж моторного парусника, основные элементы которого указаны в табл. 3 (для сравнения рядом приведены данные по яхте типа I и мореходному катеру с такой же длиной по КВЛ).

Рис. 4. Теоретический чертеж моторного парусника типа II, имеющего удовлетворительные лавировочные качества

Есть ли мотор у парусных яхт

Таблица 3. Сравнение судов рассматриваемых типов

ХарактеристикаМоторный парусник
(тип II)
Яхта
(тип I)
Катер
Длина наибольшая, м14,3516,011,0
Длина по ватерлинии, м10,9710,9710,25
Ширина наибольшая, м4,103,703,2
Осадка, м1,522,260,85
Водоизмещение, т16,517,75,8
Вес фальшкиля, т5,07,8
Площадь парусности, м²96,4123
Мощность двигателя, л. с.9441140
Скорость хода под мотором, узл.9,06,516,2
Дальность плавания, миль700150500
Удельная мощность двигателя, л. с./т5,72,324,1

Для обводов этого моторного парусника характерны малая осадка, короткие свесы, прямая килевая линия, более широкая, чем обычно у яхт, транцевая корма. Развал шпангоутов в носу и очертания палубной линии — типичные для моторных яхт. Ватерлинии в носу имеют более острый угол входа (заострение), а батоксы в корме поднимаются под меньшим углом к ватерлинии, чем у парусной яхты.

В связи с установкой мощного дизеля вес фальшкиля уменьшен до 30%D. Гребной винт размещен в большом окне ахтерштевня, за вертикальным старнпостом и имеет значительный диаметр. Такое размещение винта способствует повышению его к. п. д. и более полному использованию мощности. Естественно, что уменьшенная остойчивость, а также подрезанная подводная часть ДП не позволяют нести полную парусность. На более крупных яхтах этого типа для улучшения лавировочных качеств часто устанавливают шверт. Вариант со швертом — удачный компромисс между парусом и мотором: при ходе под мотором шверт можно убрать и тем самым уменьшить смоченную поверхность корпуса.

Чтобы уменьшить сопротивление воздуха при ходе под парусами, объем надстроек стремятся свести до минимума.

Из характерных для этого типа судов соотношений можно отметить еще параметр

в то время как у яхт типа I эта величина больше (3,8÷4,4).

III. Моторно-парусные яхты с предпочтением катерным качествам. В этом случае скорость под мотором играет первостепенную роль и достигает v = 2,7÷2,9 √L узл. Как уже отмечалось, на этой скорости судно получает сильный дифферент на корму, поэтому предпочтительна широкая транцевая корма с пологими линиями батоксов. Необходимая мощность двигателя повышается до 6,5÷9 л.с./т, что заставляет уменьшать вес фальшкиля до 15—25% D.

Осадка принимается такой, чтобы разместить гребной винт необходимого диаметра (обычно Т=11÷13% L).

Поскольку форма корпуса все равно оказывается неприспособленной для крутой лавировки, отказываются от устройства шверта, увеличивают объем надстроек. Площадь парусов относительно невелика:

Рис. 5. Общий вид моторного парусника «Серч»

Есть ли мотор у парусных яхт

Паруса предназначаются главным образом для плавания полными курсами в свежий ветер и стабилизации движения яхты на взволнованном море.

Примером судна рассматриваемого типа может служить «Серч» (рис. 5 и 6) — мореходная яхта, предназначенная для дальних плаваний. Она имеет хорошие ходовые качества как под мотором, так и под парусами. Основные элементы яхты приведены в табл. 4 (рядом для сравнения приведены данные яхты со вспомогательным мотором «Хортица»).

Корпус яхты по характеру обводов приближается к форме мореходного катера (прямая килевая линия, короткие свесы, высокий надводный борт, корма с частично погруженным в воду широким транцем). Гребной винт диаметром 850 мм размещен за ахтерштевнем в большом окне.

«Серч» несет в два раза меньшую парусность, чем яхта со вспомогательным мотором. Паруса относительно широкие, с низким центром парусности, рассчитанные на хождение полными курсами.

Рис. 6. Общее расположение моторного парусника «Серч»

Есть ли мотор у парусных яхт

1 — форпик; 2 — каюта матроса; 3 — гальюн; 4 — камбуз; 5 — холодильник; 6 — двухместная каюта; 7 — кают-компания; 8 — шкаф; 9 — машинное отделение; 10 — дизель; 11 — топливная цистерна емкостью 660 л; 12 — двухместная каюта; 13 — ахтерпик; 14 — мостик.

Таблица 4. Сравнение двух характерных судов

Характеристика«Серч»«Хортица»
Длина наибольшая, м14,918
Длина по ватерлинии, м13,013,3
Ширина наибольшая, м4,274,0
Осадка, м1,532,2
Водоизмещение, т21,524,5
Вес фальшкиля, т1,57,8
Площадь парусности, м²69150
Мощность двигателя, л. с.14062
Скорость хода под мотором, узл.107
Дальность плавания, мильоколо 900100
Удельная мощность двигателя, л. с./т6,52,5
S 1/2 /D 1/33,184,22
Рис. 7. Катер «Пассажмэкер» со вспомогательными парусами

Есть ли мотор у парусных яхт

IV. Катера со вспомогательными парусами. Если катер предназначен для плавания в море или на большом озере, имеет смысл установить на нем паруса небольшой площади, в первую очередь, для улучшения мореходности на волне (прежде всего для повышения устойчивости на курсе, смягчения качки и придания способности лежать в дрейфе). В свежий ветер катер может идти (без мотора) с небольшой скоростью в бакштаг или даже лавировать, подрабатывая двигателем. Площадь парусов принимается около 5 м²/т для катеров водоизмещением до 5 т; 4÷3 м²/т для катеров водоизмещением 5—10 т и 2,5÷3 м²/т для больших судов.

В качестве примера назовем мореходный катер «Пассажмэкер» (рис. 7 и 8), предназначенный для дальних морских и океанских плаваний. Мощность двигателя невелика — всего 40 л. с. (1,6 л. с./т); соответственно невысока и скорость — 7,5 узлов (2√L), зато запас топлива составляет 5,5 т (22% D), что обеспечивает огромную дальность плавания — 2400 миль. На одну пройденную милю расходуется всего 2,3 кг топлива.

Рис. 8. Теоретический чертеж «Пассажмэкера»

Есть ли мотор у парусных яхт

Длина наибольшая 15,3, а по КВЛ — 14,0 м; ширина 4,9 м, осадка 1,53 м, водоизмещение «Пассажмэкера» 25 т, причем вес фальшкиля всего 3,3 т (13% D). Площадь парусности около 50 м².

Обводы его корпуса характерны для моторных мореходных яхт, имеющих небольшую скорость (острые ватерлинии в носу, днище с большой килеватостью у транца, прямая килевая линия). Типичны также высокий надводный борт и развитые надстройки. Этот теоретический чертеж может быть принят за основу для проектирования моторного парусника меньшей длины (9—10 м).

Следует заметить, что на яхтах этого типа часто устанавливают невысокие скуловые кили, которые существенно уменьшают дрейф под парусами, а кроме того, служат эффективными успокоителями качки.

Окончание статьи «Моторно-парусные яхты» см. здесь.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник