Двойной винт для лодочного мотора

Как подобрать винт на лодочный мотор?

Двойной винт для лодочного мотора

Неправильный выбор винта повышает риск поломки двигателя лодки. Когда мотор не способен развить заявленную в сопроводительной документации скорость на высоких оборотах, он практически тонет в топливе. Становится высока вероятность деформации подшипников, поршней и других расходников. Все это чревато разрывом в глушителе, заеданием поршня и выводом мотора из строя.
В обратной ситуации, когда обороты вала превышают допустимые, лепестковые клапаны разрушаются, при трении деталей образуется стружка, все элементы быстрее изнашиваются.
Но всего этого можно избежать, если подойти ответственно к выбору винта для лодки. Конечно, при покупке придется опираться на мнение производителя и данные из каталога, но оптимальный вариант подбирается экспериментальным путем. Винты различаются между собой по следующим параметрам: на каждые 2,54 см (1 дюйм) приходится 150-200 оборотов в минуту. Бывает так, что вы установили новый винт, но он замедляет ход. Решением проблемы станет установка устройства с шагом поменьше, чтобы увеличить скорость.

Расчет винтового шага

Что бы рассчитать шаг винта, необходимо знать несколько параметров:

  • Посмотрите в документах на мотор предельное число оборотов для режима «полный газ». Стандартно это число не больше 5500 об/мин.
  • Теперь разгоните лодку до предельного значения на «полном газу».
  • Если показатели тахометра меньше, чем те, что прописаны в паспорте, зафиксируйте их как предельное число оборотов.
показательзначение (об/мин)
обороты двигателя по паспорту5100 — 5300
максимальный показатель5300
результаты опытного заезда4300
несоответствие100

Исходя из данных, что на 1 дюйм приходится примерно 200 оборотов в минуту, можно подсчитать, на сколько дюймов нужно уменьшить шаг:
1000 : 200 = 5.
Таким образом, уменьшение шага на 5 дюймов должно решить проблемы со скоростью.

Практика показывает, что обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Для каждой задачи необходима своя модель. Поэтому настоятельно рекомендуется брать с собой в путешествие запасной винт в полном комплекте.

На начальном этапе новоиспеченный владелец судна полностью полагается на винт, установленный производителем. И только с опытом приходит понимание, что, изменяя параметры веса и мощности, можно добиться оптимальной скорости хода при экономном расходе топлива. Поэтому рано или поздно перед владельцем встает дилемма: как выбрать винт, чтобы улучшить характеристики и не обновлять мотор полностью.

Параметры винта

Сегодня винты различаются по нескольким характеристикам. Самый очевидный элемент — количество лопастей. Обычно их бывает от двух до четырех.

Двойной винт для лодочного мотора

Вторая величина — диаметр. Он легко поддается вычислению. Когда у винта четное количество лопастей, нужно найти расстояние между двумя самыми удаленными от оси точками, расположенными на противоположных плоскостях.
Если у винта три лопасти, то следует замерить расстояние от центра втулки до кончика любой лопасти и умножить это число на два.

Величина шага.

Двойной винт для лодочного мотора

Это число обозначает, на какое расстояние переместится винт вперед, пройдя полный виток. Как правило, винты сопровождают маркировкой. К примеру, «10х15», что значит, что диаметр изделия составляет 10 дюймов, а его шаг равен 15 дюймам.

Двойной винт для лодочного мотора

Центральная ось называется «втулка». При помощи втулки винт отцентровывается по отношению к валу. Существуют модели моторов с выхлопными газами. Винт, рассчитанный на эти модели, имеет обойму, удерживающую лопасти.
Лопасти отвечают за создание тяги, выталкивая воду. Таким образом лодка движется вперед.

Геометрия лопасти

По форме лопасти отличаются большим разнообразием. Перечислим варианты, которые больше всего полюбились опытным владельцам судов.
«Круглое ухо» или эллиптические — самый популярный тип. Сочетание тяги и скорости здесь подобрано оптимально.
Если лопасть отходит прямо от втулки или даже перпендикулярно к ней, то такой гребной винт имеет нулевой гребок. Такая модель приподнимает нос над водой, который никак не хочет подниматься при глиссировании. Если плоскость лопасти наклонена от хвостовой кромки винта, то это, так называемый, сильный гребок. Высота подъема носа прямо пропорционально зависит от градуса наклона лопасти.
Серповидные или полусерповидные лопасти имеют прямую выходную кромку. Эта особенность позволяет при небольших оборотах сильно увеличить скорость.
Косые винты закручены в сторону вращения. Это оптимальный вариант для рыбалки на заросшем пруду, потому что водоросли не наматываются на винт.

Алюминий или сталь?

Алюминиевые изделия — самый экономичный вариант. Винт отлично подойдет тем, кому не важна высокая скорость, а предпочтительнее плавный ход на глиссере. Алюминий, который используется для лопастей не подвержен коррозии, но при механическом повреждении может выгнуться. Поэтому лопасти делают более толстыми по сравнению со стальными аналогами, что влияет на скорость судна.
Нержавеющая сталь в несколько раз прочнее алюминия, поэтому винты изготавливают меньшей толщины без потери прочности. Но если гоночный винт с несъемной втулкой ударится о неровность дна или подводную скалу, инцидент скорее всего приведет к разрыву редуктора. Поэтому все чаще выпускают модели с пластиковой втулкой, которая в случае механического повреждения провернется либо слетит с резьбы.

Число лопастей винта.

Возрастание количества и размера лопастей также увеличивает силу, которая толкает лодку вперед. Но также возрастает и сила сопротивления воды. Поэтому изначально обходились наименьшим числом лопастей — двумя.
С приходом новых технологий, материалов изготовления и возможностей создавать многоступенчатое дно лодки, стало допустимым использовать до четырех лопастей.
Четырехлопастной винт наделен рядом достоинств: в силу того, что лопасти противопоставлены друг другу, то винт функционирует более ровно, сокращает время разгона, снижает скорость, при которой лодка переходит на глиссирование и позволяет лучше контролировать расход горючего. При этом, скорее всего, максимальная скорость будет снижена.
Оптимальный вариант для собственного пользования — три лопасти. Такой винт будет служить долго, при этом вы сэкономите значительную сумму при покупке.

Выбор оптимальной модели.

При выборе винта необходимо точно знать, для какой задачи вы его будете использовать. Модель, которая быстро и эффективно выведет лодку на глиссирование, не сможет создать максимальную тягу.
И снова — параметр, который имеет наибольшее значение — количество оборотов мотора. Если ваш мотор набирает максимальные обороты согласно паспортным данным, значит винт подобран идеально. Если фактические показатели тахометра далеки до паспортных значений, необходимо заменить винт, регулируя шаг и диаметр последнего.

Ремонт винта лодочного мотора

Алюминиевые модели нельзя ремонтировать, даже если это простое срезание зазубрин. Дело в том, что для того, чтобы починить что-то, необходимо сперва нагреть материал, но при этом меняется его взаимосвязь молекул и все характеристики.
Винты из нержавейки и композита, наоборот, поддаются ремонту. Разработаны также модели со съемными лопастями, которые легко можно заменить на новые.
Гребной винт — один из ключевых элементов в работе вашей моторной лодки. На нем нельзя экономить деньги, а покупать стоит модель, подходящую под характеристики мотора, и заточенную на выполнение определенных задач.

Петлевой гребной винт

#1 SKR

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: нет

    #2 Папик

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 5 878 сообщений
    • Из: Можайск

    мечта насадочников — вин и насадка в одном лице

    как по мне — так просто те же лопасти удвоенного количества с перемычкой

    сдается что результаты швартовых и ходовых тестов гоораздо менее хвалебны нежели реклама чудища

    #3 Morychok11

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Основной экипаж
  • Двойной винт для лодочного мотора

    Двойной винт для лодочного мотора

    Двойной винт для лодочного мотора

    Двойной винт для лодочного мотора

    Двойной винт для лодочного мотора

    Двойной винт для лодочного мотора

  • 528 сообщений
    • Из: Санкт-Петербург
    • Судно: Malö 106
    • Название: Windrose

    Да и масса намного больше обыкновенного винта. И соответственно нагрузка на гудрича и валолинию. Имхо

    #4 greylonly

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    сдается что результаты швартовых и ходовых тестов гоораздо менее хвалебны нежели реклама чудища

    На Швартовых может и будет «пену взбивать». а на Ходовых, особенно на какой-то фиксированой скорости, возможно покажет превосходящие результаты.

    #5 SKR

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Инженер
  • 8 024 сообщений
    • Из: Москва
    • Судно: нет

    Знатоки из вас, как из дерьма пуля, интернет отбил мозги напрочь. Ну не понимаете вы предмете нихрена, так не лезьте со своими комментариями. Вам всё разжевывать надо и в рот положить.

    Там же видно всё чётко, все преимущества этого винта в минимизации концевых потерь, а это 10-15% потери упора, об этом и пишут и никаких чудес, всё прозрачно и доступно. Вопрос покупать-непокупать, это каждый решает сам.

    Сообщение отредактировал Danev: 13 мая 2020 — 08:41

    #6 Капитан Дэн

    Шарик мал, а Океан велик. Куда иду знают лишь Океан и Ветер

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 3 279 сообщений
    • Из: Средиземноморье
    • Судно: Harmoni 47
    • Название: «Menestrel»

    #7 abrasha

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 1 618 сообщений
    • Из: Северо — Запад
    • Судно: МЛ- 5,6 м , швертбот
    • Название: Зенит

    На земснаряд хорошо подойдёт как рыхлитель грунта .

    #8 Лотос

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 1 465 сообщений
    • Из: Астрахань

    На земснаряд хорошо подойдёт как рыхлитель грунта .

    #9 Vada

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 6 160 сообщений
    • Из: С-Петербург
    • Судно: Maxi 84
    • Название: Ласточка

    Знатоки из вас, как из дерьма пуля, интернет отбил мозги напрочь. Ну не понимаете вы предмете нихрена, так не лезьте со своими комментариями. Вам всё разжевывать надо и в рот положить.

    Там же видно всё чётко, все преимущества этого винта в минимизации концевых потерь, а это 10-15% потери упора, об этом и пишут и никаких чудес, всё прозрачно и доступно. Вопрос покупать-непокупать, это каждый решает сам.

    Видимо, он и стоит как 5 винтов без выкрутас.

    #10 Папик

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 5 878 сообщений
    • Из: Можайск

    все преимущества этого винта в минимизации концевых потерь

    если бы это работало — авиаторы бы давно на таких летали

    на одном конце — минимизация, на другом — турбулизация которая перевешивает минимизацию

    #11 dreamer

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 1 606 сообщений
    • Из: Хабаровск
    • Судно: Ямаха30
    • Название: Эрма

    обычный биплан со всеми преимуществами и недостатками

    #12 Папик

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 5 878 сообщений
    • Из: Можайск

    обычный биплан со всеми преимуществами и недостатками

    да. надо к ясности через авиация приводить не путая простые массы ненужными терминами

    биплан — шикарное сравнение — небесный грузовик и тихоход

    #13 БАР

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Инженер
  • 21 580 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    Идея не нова. Ей уже порядка десятка лет. Действительно, в авиации применяется нечто подобное, но для крыла.

    Двойной винт для лодочного мотора

    И на форуме (и не только на нашем) был деятель, который активно пропагандировал аналогичную идею для крыльев. Только ромбиком.

    Для винта мы имеем не только выигрыш от снижения концевых потерь, но и проигрыш, поскольку соединительные элементы тяги не создают, но создают дополнительное сопротивление формы и трения.

    Лопасти имеют большее удлинение, что повышает силу тяги, но создает предпосылки для более раннего начала кавитации. Не на торцах, а на самой лопасти. Т.е., как всегда: что-то теряем, что-то находим.

    Был вариант подобного подхода (на форуме встречал фотографию), когда лопасти просто соединены сплошным кольцом, приваренным к торцам. Что называется: то же самое, только в профиль. Пока в массах поддержки не встретило.

    Говорить о достоинствах и недостатках подобной системы можно только посмотрев на данные сравнительных испытаний стороннего исследователя. Лучше — не одного. Поскольку понятно, что по словам автора идеи — все в шоколаде.

    #14 Мюнхаузен

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 1 420 сообщений
    • Из: Туртас
    • Судно: 11м самодельное
    • Название: Туртас

    Пробовали концевые потери убрать отгибом на монолопасти — не было положительного результата . Стало быть и здесь не будет . Вес наоборот меньше и прочность выше — пространственная лопасть а не консольная , тут выигрыш .

    #15 БАР

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Инженер
  • 21 580 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    Пробовали концевые потери убрать отгибом на монолопасти — не было положительного результата . Стало быть и здесь не будет . Вес наоборот меньше и прочность выше — пространственная лопасть а не консольная , тут выигрыш .

    Если площадь лопастей та же, с чего быть меньшему весу? Он больше за счет перемычек.

    Прочность да, выше. Если лопасти сделать тоньше, то может быть выигрыш и в весе. Но проиграем в силе тяги.

    До определенных пределов более толстый профиль создает большую силу. Но и большее сопротивление. Поэтому и здесь надо искать оптимум. По качеству.

    #16 S_smirnov

    Лодочный моторист — экранопланостроитель

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Модератор
  • 20 126 сообщений
    • Из: Балахна
    • Судно: Казанка, СВП

    #17 greylonly

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Молодцы, Ребята. Непонятно, только из какой части СНГ дарования:

    Вот страничка на ФБ: https://www.facebook. rowengineering/ Где два корефана в обнимку. Петька Труслов и Гришка Шаров. основатели Sharoww ingineering.

    Сами-то по Американцки еще не нахватались. за них говорит Дядька:

    В принципе, экмперимент проведен честно. Дядька в конце говорит что «нету ничего универсального».

    Винт хорошо показал себя в диапазоне 2000-3500 обмин по экономичности

    На видео обзацы 9:10 и 9:57 соответственно.

    Нам уже эту фигню забрасывали пару лет назад, где-то есть тема. Но тогда срач не попер, только Даняев прокомментировал.
    При внимательном рассмотрении, результаты эксперимента представляют собой подтасовку. В той теме я приводил их оценку с точки зрения моториста.

    Это Нормально. за бесплатно не хотели, сейчас покупать будем.

    #18 S_smirnov

    Лодочный моторист — экранопланостроитель

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Модератор
  • 20 126 сообщений
    • Из: Балахна
    • Судно: Казанка, СВП

    Это Нормально. за бесплатно не хотели, сейчас покупать будем.

    #19 S_smirnov

    Лодочный моторист — экранопланостроитель

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Модератор
  • 20 126 сообщений
    • Из: Балахна
    • Судно: Казанка, СВП

    #20 Папик

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 5 878 сообщений
    • Из: Можайск

    #21 greylonly

  • Двойной винт для лодочного мотора

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Да здесь не только Винглеты.

    На фотке Мужик держит приблизительно в одном ракурсе два винта. Один 3-х лопастной 15х15, угол 45 град. как и должно быть. Второй 6-ти лопастной, с шагом явно больше. около 20. С каким изяществом была решена проблема кавитации. молодцы!

    Источник