Давление в шинах трэкола

Правила эксплуатации шин

Давление в шинах трэкола

1. Вводная часть.

Шины сверхнизкого давления 1300×600-533 ТРЭКОЛ предназначены для эксплуатации на вездеходных транспортных средствах (ВТС), работающих преимущественно в условиях бездорожья.

Многолетние наблюдения за эксплуатацией ВТС на шинах 1300×600-533 ТРЭКОЛ свидетельствуют о наличии систематических нарушений правил эксплуатации шин. Большинство этих нарушений связано с несоответствием фактических нагрузок на шины, внутренних давлений воздуха в них и пробегов в различных дорожных условиях значениям, установленным нормативно-технической документацией на шины. Все это значительно снижает ресурс шин, а иногда приводит к поломкам трансмиссии ВТС.

Настоящие Правила являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин 1300×600-533 ТРЭКОЛ, и их выполнение является обязательным для всех юридических и физических лиц.

2. Особенности конструкции шины.

Бескамерная шина 1300×600-533 ТРЭКОЛ в сборе с колесом состоит из тонкостенной покрышки с резинокордным каркасом, бортами и протектором, смонтированной на специальный герметичный обод 500-533 с диском, и вентилем (см. рис.1). Протектор имеет рисунок, состоящий из прямоугольных выступов, разделенных продольными и поперечными впадинами.

3. Правила монтажа и демонтажа шин.

Монтаж шины на обод колеса может осуществляться одним квалифицированным монтажником с соблюдением общепринятых правил техники безопасности шиномонтажных работ, изложенных в «Правилах эксплуатации автомобильных шин». Монтажу подлежат только исправные, чистые и сухие шины и ободья.

Шипы, хранившиеся при температуре ниже 0°С, перед монтажом должны быть выдержаны при температуре выше 0°С в течение 3-5 часов.

Шины перед монтажом подвергаются осмотру снаружи и внутри. При обнаружении застрявших в шине посторонних предметов их необходимо удалить.

Не подлежат монтажу и дальнейшей эксплуатации шины:

— с вытянутыми (деформированными) бортами, с изломом или разрушением металлического кольца борта;

— с повреждениями слоев каркаса;

— с кольцевым разрушением или изломом слоев каркаса;

— подвергшиеся длительному воздействию нефтепродуктов (масла, бензина, керосина, нефти) или других веществ, вызывающих набухание резины;

— со сквозными повреждениями.

Обнаруженные при осмотре сквозные повреждения должны быть отремонтированы с помощью аптечки для ремонта бескамерных шин (АРБ) в соответствии с прилагаемой к ней инструкцией.

Не допускаются к монтажу колеса, имеющие деформации, трещины, заусенцы и ржавчину деталей обода, контактирующих с шиной, а также трещины сварных швов в конусах основания обода и в местах соединения посадочных колец и диска с конусами основания обода, погнутости дисков и разработку крепежных отверстий диска более размеров, предусмотренных ГОСТ 10409.

Поверхности ободьев, контактирующие с шиной, должны быть очищены от ржавчины и покрыты лаком для металла.

Перед началом монтажа посадочные полки обода и борта шины необходимо смазать силиконовой смазкой или мыльной эмульсией.

3.2. Инструменты, применяемые для монтажа шины на обод:

Динамометрический ключ 8=13 — 1 шт.

Технологические болты М8х40 — 4 шт.

1 — шина; 2 — протектор шины; 3 — борт шины; 4 — вентиль; 5 — диск колеса;

6 — болт; 7 — шайба; 8 — гайка; 9 — кольцо бортовое обода; 10 — кольцо посадочно обода с фланцем; 11 — конус внутренний; 12 — конус наружный.

Рис. 1 Шина 1300×600-533 ТРЭКОЛ с колесом в сборе

3.3.1. Снять с колеса бортовые кольца (если они были установлены при поставке колеса) (Рис.1). Установить в отверстие на наружном конусе основания обода вентиль УБ или ЛБ (ГОСТ 8107), или импортный вентиль ‘ГР 413. При применении вентиля У Б его уплотнители должны плотно входить в отверстие обода, а герметичность соединения обеспечить затяжкой гайки.

3.3.2. Положить шину боковой стенкой на чистую поверхность помоста или пола. Поднять основание обода с диском и посадочными кольцами и ввести его сверху целиком внутрь шины (с перекосом обода) сначала одной посадочной полкой, а затем другой, помогая при необходимости монтажными лопатками.

3.3.3. Насадить верхний борт шины на верхнюю посадочную полку обода.

3.3.4. Уложить сверху бортовое кольцо, совместив его отверстия под

болты с отверстиями во фланце посадочного кольца. Вставить в диаметрально противоположные отверстия бортового кольца технологические болты и наживить на них гайки. Последовательно подтягивая гайки на технологических болтах, произвести предварительное стягивание бортового кольца и фланца посадочного кольца. По мере сближения бортового кольца с фланцем посадочного кольца вставлять в свободные отверстия штатные укороченные болты с шайбами и гайками, постепенно подтягивая гайки. Шайбы подкладываются под головки болтов. После установки штатных болтов с шайбами и гайками во все двенадцать свободных отверстий заменить четыре технологических болта на штатные. Окончательную затяжку штатных болтов гайками произвести в последовательности “крест накрест” динамометрическим ключом моментом кгс-м. После окончательной

затяжки гаек зазор между фланцем посадочного кольца и бортовым кольцом не допускается.

3.3.5. Перевернуть колесо и повторить операции по п.п 3.3.2 — 3.3.4 для другого борта шины.

3.3.6. Накачать шину воздухом до давления 0,6 кгс/см2 и убедиться с помощью мыльной эмульсии, что в местах сопряжения шины с ободом и в сварных швах обода утечка воздуха отсутствует. Допустимое падение

давления воздуха в шине за 24 часа — 0,02 кгс/см

3.3.7. Собранное колесо с шиной установить на ступицу моста ВТС и затянуть все гайки крепления колеса моментом 11. 12кгс-м. Для равномерной затяжки, затягивать гайки через одну.

3.4.1. Вывернуть золотник из вентиля и сбросить внутреннее давление в шине. Положить шину боковой стороной на чистую поверхность помоста или пола. Отвернуть гайки крепящие бортовое кольцо, вынуть болты из отверстий. Вставить в диаметрально противоположные отверстия бортового кольца технологические болты и навернуть на них гайки на глубину 6-10 мм (высота гайки).

3.4.2. Накачать шину воздухом до давления не более 0,15 кгс/см2. Если борт шины не сошел с посадочного кольца, сбросить давление, пролить место соединения борта шины с ободом мыльной эмульсией и через 15-20 минут операцию повторить. Указанные действия повторять пока борт не сойдет с посадочного кольца.

Отвернуть гайки, вынуть технологические болты и снять бортовое кольцо обода.

3.4.3. Перевернуть колесо другим бортом кверху, отвернуть гайки, вынуть болты и снять бортовое кольцо.

3.4.4. Поставить колесо вертикально и вытянуть обод внутрь шины. Если второй борт при этом не сходит с посадочного кольца, можно снять его, постукивая по нему изнутри шины деревянным бруском. После снятия второго борта шины с посадочного кольца, вынуть обод из шины (с перекосом обода).

4. Наблюдение за шинами в процессе эксплуатации.

Долговечность и надежность шин определяются соблюдением в процессе эксплуатации установленных норм эксплуатационных режимов и правильным уходом за шинами.

4.1. Нормы эксплуатационных режимов.

Допустимые давления воздуха в шинах для наиболее характерных условий движения, скорости движения в зависимости от давления в шинах и нормы пробега шин при различных внутренних давлениях в пределах гарантийного срока службы приведены в таблице.

При соблюдении норм эксплуатационных режимов, указанных в таблице, и настоящих правил эксплуатации работоспособность шины до предельного износа рисунка протектора (остаточная высота выступов посередине беговой дорожки не менее 1 мм) составляет не менее 20 тыс. км.

Гарантийный срок службы шин составляет 6000 км в течение года при условии соблюдения настоящих правил эксплуатации.

Запрещается движение по дорогам с твердым покрытием и грунтовым дорогам при внутренних давлениях в шине, меньших, чем указано в таблице.

Нарушение указанных норм приводит к преждевременному выходу шин из строя.

Максимальная нагрузка на шину, кгс

Внутренние* давление в шине, соответствующее максимальной нагрузке, кгс/см 2

Норма пробега в пределах гарантийного срока службы, не более, км

Испытание шин 1350-700-533

Давление в шинах трэкола

Приемочная комиссия в составе:

Климанов Е.В. — Первый заместитель генерального директора ООО НПФ «ТРЭКОЛ»

Гордон Р.К. — начальник отдела шин ООО НПФ «ТРЭКОЛ»

Самохина Ю.Н. — начальник сектора сертификации ООО НПФ «ТРЭКОЛ»

Хренев В.А. — инженер-испытатель ООО НПФ «ТРЭКОЛ»

назначенная приказом ООО НПФ «ТРЭКОЛ» № 15 от 22.03.2010 г. провела приемочные испытания опытных шин 1350×700-533 ТРЭКОЛ в соответствии с утвержденной программой приемочных испытаний.

Перед испытаниями массивные шашки грунтозацепов рисунка протектора разрезались продольными и поперечными канавками шириной 8 мм и глубиной 12 мм с целью повышения эластичности протектора, особенно при снижении внутреннего давления в шине, и снижения массы шины.

В процессе приемочных испытаний выполнены следующие работы:

1. Лабораторные испытания.

1.1. Определение массы шин и колес с шинами в сборе.

Масса шин колеблется в пределах 50-53 кг.

Масса колеса в сборе с шиной составила 74-76 кг.

1.2. Определение габаритных размеров.

Габаритные размеры шин перед началом испытаний при внутреннем давлении 0,6 кгс/м2 составили:

— наружный диаметр — 1330-1360 мм

— ширина профиля — 670-680 мм,

а после обкатки на ВТС в объеме 500 км соответственно 1360-1380 мм и 665-675 мм

1.3. Определение упругих характеристик и параметров отпечатков.

Радиальный прогиб и параметры отпечатков шин 1350×700-533 определялись при нагрузке 600 кгс и внутренних давлениях воздуха 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6 кгс/см2, в сравнении с шинами 1300×600-533.

Характеристики

Внутреннее давление кгс/м2

1350×700-533

1300×600-533

Из результатов испытаний видно, что при нагрузке 600 кгс шина 1350×700-533 при всех значениях внутреннего давления имеет меньший радиальный прогиб и большую площадь отпечатка чем шина 1300×600-533.

1.4. Определение надежности посадки бортов шины на полках обода.

Монтаж шины 1350×700-533 осуществляется одним монтажником штатным инструментом в соответствии с инструкцией. Время сборки шины на ободе составляет 35 минут аналогично сборке шины 1300×600-533.

Время накачки шины воздухом до давления 0,6 кгс/см2 составляет 2 минуты.

Время демонтажа шины с обода — 25 минут.

Надежность и герметичность посадки бортов шины на полки обода обеспечивается конструкцией последнего.

Проверка герметичности посадки бортов нанесением мыльной эмульсии в места соединения не выявила утечки воздуха.

1.5. Определение внутреннего объема шины на ободе.

Определение внутреннего объема шины проводилось путем заполнения внутренней полости водой под давлением 0,6 кгс/м2. При заполнении внутренней полости водой, находящийся в ней воздух выходил через второй вентиль, установленный в верхней (по отношению к штатному вентилю) точке шины. Внутренний объем вычислялся по разности массы колеса с шиной до и после заполнения водой, деленной на плотность воды.

Результаты испытаний показали, что внутренний объем шины на воде составляет для шины 1350×700-533 — 699 л. и для шины 1300×600-533 — 619 л.

Больший объем шины 1350×700-533 должен способствовать более уверенному преодолению

водных преград вездеходами на этих шинах.

2. Лабораторно-дорожные испытания

2.1. Определение надежности посадки бортов шины на ободе в дорожных условиях.

Надежность посадки бортов определялась при выполнении маневра «змейка», разгоне и резком торможении, крутом повороте на максимально-возможной скорости на асфальто-бетонном покрытии и при въезде и выезде из глубокой засохшей грунтовой колеи. Давление воздуха в шинах составляло 0,3 кгс/см2. Испытания проводились на ВТС ТРЭКОЛ-39445, забалластированном в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Контроль внутреннего давления в шинах проводился пред началом и после проведения эксперимента.

Результаты испытаний показали, что утечки воздуха из шин в процессе эксперимента не происходило.

2.2. Определение тормозных свойств ВТС на шинах 1350×700-533.

Испытания проводились на полигоне 21НИИАТМОРФ по ГОСТ 22895 (испытания типа 0) на ВТС ТРЭКОЛ -39046 забалластированном в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Торможение проводилось со скорости 40 км/2 до полной остановки на асфальто-бетонном покрытии. Средний тормозной путь в этих условиях составил 15,5 м, что на 26% меньше минимального тормозного пути, установленного ГОСТ Р50943-96 для снегоболотоходов в данных условиях.

2.3. Экспертная оценка проходимости ВТС на шинах 1350×700-533 и шинах 1300×600-533 в летнеосенний период.

Испытания проводились на полигоне 21 НИИАТ МОРФ на двух вездеходах ТРЭКОЛ-39046. На каждом вездеходе испытывались шины 1350×700-533 и 1300×600-533 с двумя разными водителями. Оценка каждого показателя проходимости проводилась по 5-бальной шкале.

2.3.1. Проходимость по размокшей глинистой дороге при внутреннем давлении в шинах 0,2 кгс/см2 оценивалась по трем показателям: трогание с места, управляемость и выезд из колеи. Средняя по двум ВТС суммарная оценка проходимости в этих условиях составила на шинах 1350×700-533 -13,125 баллов, а на шинах 1300×600-533 -10,625 баллов.

2.3.2. Преодоление размокших глинистых склонов с углами подъема 10°, 20° и 30°, при внутреннем давлении в шинах 0,1 кгс/см2.

Средняя по двум ВТС суммарная оценка проходимости при преодолении глинистых размокших склонов разной крутизны составила на шинах 1350×700-533 — 14 баллов, а на шинах 1300×600-533 -9,625 баллов.

2.3.3. Проходимость ВТС при преодолении водных преград с внутренним давлением в шинах 0,1 кгс/см2 оценивалась по следующим показателям:

— преодоление оврага глубиной около 4 м. и шириной около 5 м. с размокшими глинистыми склонами и речкой на дне:

— скорость и управляемость при движении на плаву по открытой воде;

— выход из воды на размокший глинистый берег с травяной растительностью и углом подъема 20° Средняя по двум ВТС суммарная оценка проходимости при преодолении водных преград составила на шинах 1350×700-533 — 18,8 баллов, а на шинах 1300×600-533 — 10 баллов.

2.4. Экспертная оценка проходимости ВТС на шинах 1350×700-533 и 1300×600-533 по снегу. Испытания проводились в Московской области на 53 км. Новорязанского шоссе в марте 2010 г. при температуре воздуха 0°С на двух ВТС: ТРЭКОЛ-39445 и ТРЭКОЛ-39041 при внутреннем давлении в шинах 0,2 кгс/см2.

Движение осуществлялось по снежному полю, покрытому влажным снегом, со съездом в лощину и подъемом по склону около 20°. Толщина снега составляла: на поле 0,35-0,40 м, на дне лощины 0,5-0,6 м, на склоне 0,3-0,4 м.

Проходимость в этих условиях оценивалась по трем показателям: трогание с места, движение по заданной траектории и выезд из колеи. Каждый показатель оценивался по 5-бальной шкале. Средняя по двум ВТС суммарная оценка составила на шинах 1350×700-533 — 14,875 баллов, а на шинах 1300×600-533 — 12,75 баллов.

3. Оценка работоспособности и надежности шин 1350×600-533 в объеме гарантийной наработки

вездеходов 5000 км.

Испытания проводились на вездеходе ТРЭКОЛ-39445 в период с 01.03.2010 г. по 01.11.2010 г. в районах Московской и Челябинской области.

Вездеход был забалластирован в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Распределение пробега по видам дорог составило:

Асфальто-бетонное покрытие-1500 км;

Грунтовые дороги, в том числе размокшие-2000 км;

Снежная целина, заболоченные участки местности -1500 км.

Давление воздуха в шинах устанавливалось в зависимости от конкретных дорожных условий от 0,1 до 0,6 кгс/см2. Температура воздуха за период испытаний составляла от +35°С до -15°С.

При движении по дорогам с асфальто-бетонным покрытием максимальная скорость ВТС составила75 км/час. Динамические тормозные качества и управляемость позволяли ВТС двигаться в общем потоке, не создавая помех попутному и встречному транспорту. Средний расход топлива составил 18,0 л. на 100 км. пути.

По грунтовым дорогам ВТС уверено двигался со скоростями (40-50) км/ч при внутреннем давлении в шинах (0,3-0,4) кгс/см2 в зависимости от состояния дорог.

На размокших и заснеженных грунтовых дорогах ВТС уверенно двигался со скоростью (20-40) км/ч при внутреннем давлении в шинах (0,1-0,2) кг/см2.

Износ рисунка протектора за время пробега составил (20-25)%. Шины пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Прогнозируемый пробег шин по износу рисунка протектора составляет (20-25) тысяч километров.

4.1. Бескамерные шины 1350×700-533 ТРЭКО/1 по своим характеристикам соответствуют требованиям ТУ 2521-036-50514721-2009» приемочные испытания на вездеходах ТРЭКОЛ в объеме 5000 км выдержали. Выхода шин из строя не было. Шины пригодны для дальнейшей эксплуатации. Прогнозируемый пробег шин по износу рисунка протектора составляет (20-25) тыс километров.

4.2. При движении по бездорожью ВТС на шинах 1350×600-533 обладает лучшей проходимостью, чем на шинах 1300×600-533.

4.3. При движении на дорогах с твердым покрытием эксплуатационные свойства ВТС на шинах 1350×600-533 аналогичные эксплуатационным свойствам ВТС на шинах 1300×600-533.

4.4. Вездеходные транспортные средства ТРЭКОЛ на шинах 1350×700-533 соответствуют требованиям безопасности установленным ГОСТ Р-50943-96.

5. Заключение

На основании результатов приемочных испытаний бескамерные шины 1350×700-533 ТРЭКОЛ рекомендуются к постановке на производство для эксплуатации на вездеходных транспортных средствах ТРЭКОЛ.

Источник