Что такое и зачем нужен блок согласования для фаркопа
У автомобилей, выпущенных до 2000 года, обычно не возникает проблем с подключением прицепа. Достаточно установить фаркоп, подключить электрооборудование через розетку и можно ехать. На современных же автомобилях используются электронные блоки управления (ЭБУ), которые управляют электропитанием. Подключение дополнительных потребителей напрямую вызовет ошибку. Поэтому для безопасного соединения применяют блок согласования или смарт-коннект.
Что представляет собой Смарт-коннект
Современные автомобили оснащены различными электронными системами для большего комфорта и удобства. Чтобы согласовать все эти системы потребовалось бы огромное количество проводов. Для решения данной проблемы автопроизводители используют CAN-BUS или CAN-шину. Сигналы протекают только по двум проводам, распределяясь через интерфейсы шины. Таким образом они распределяются к разным потребителям, в том числе к габаритным огням, стоп-сигналам, сигналам поворота и так далее.
Если при такой системе подключить электрооборудование фаркопа, то сразу произойдет изменение сопротивления в электросети. Система бортовой диагностики OBD-II укажет на ошибку и соответствующую цепь. Другие световые приборы также могут работать неправильно.
Чтобы этого не происходило, устанавливается Smart Connect. Для подключения используется отдельный провод к напряжению 12В автомобиля. Устройство согласует электрические сигналы, не вызывая изменения нагрузки в электросети автомобиля. Другими словами, бортовой компьютер не видит дополнительного подключения. Сам блок представляет собой небольшую коробочку с платой, реле и контактами. Это несложное устройство, которое при желании можно даже изготовить самостоятельно.
Функции блока согласования
Функции блока согласования зависят от комплектации и заводских возможностей. В базовые функции входят следующие опции:
- сигналы поворота на прицепе;
- управление противотуманными огнями;
- деактивация парктроника на время использования прицепа;
- заряд АКБ прицепа.
В расширенных версиях могут быть такие опции:
- проверка состояния подключения прицепа;
- управление левым габаритным огнем;
- управление левой противотуманной фарой;
- противоугонная система оповещения ALARM-INFO.
Когда необходим модуль и на каких авто он устанавливается?
Смарт-коннект необходим, если на автомобиле имеются следующие электронные системы:
- бортовой компьютер с системой CAN-BUS Data;
- функция электронного контроля переменного напряжения;
- мультиплексная проводка в автомобиле;
- система определения перегоревших ламп;
- система Check Control;
- освещение светодиодными лампами и питание с малым напряжением.
Далее представлена таблица марок автомобилей и их модели, на которых в обязательном порядке необходимо устанавливать блок согласования при подключении прицепа:
Марка авто | Модель |
BMW | Х6, Х5, Х3, 1, 3, 5, 6, 7 |
Mersedes | Весь модельный ряд с 2005 года |
Audi | All Road, TT, A3, A4, A6, A8, Q7 |
Volkswagen | Passat 6, Amarok (2010), Golf 5 и Golf Plus (2005), Caddy New, Tiguan (2007), Jetta New, Touran, Toureg, T5 |
CITROEN | C4 Picasso, C3 Picasso, C-Crosser, C4 Grand Picasso, Berlingo, Jumper, C4, Jumpy |
Ford | Galaxy, S-max, С-max, Mondeo |
Peugeot | 4007, 3008, 5008, Boxer, Parthner, 508, 407, Expert, Bipper |
Subaru | Legacy Outback (2009), Forester (2008) |
Volvo | V70, S40, C30, S60, XC70, V50, XC90, XC60 |
Suzuki | Splash (2008) |
Porsche Cayenne | c 2003 |
Jeep | Commander, Liberty, Grand Cherokee |
KIA | Carnival, Sorento, Soul |
Mazda | Mazda 6 |
Dodge | Nitro, Caliber |
Fiat | Grande Punto, Ducato, Scudo, Linea |
Opel | Zafira, Vectra C, Agila, Insignia, Astra H, Corsa |
Land Rover | все модели Range Rover c 2004 года, Freelander |
Mitsubishi | Outlander (2007) |
Skoda | Yeti, Octavia 2, Fabia, Superb |
Seat | Leon, Alhambra, Toledo, Altea |
Chrysler | Voyager, 300C, Sebring, PT Cruiser |
Toyota | RAV-4 (2013) |
Алгоритм подключения
Как уже было сказано, блок согласования подсоединяется непосредственно к контактам аккумулятора. Схему подключения можно рассмотреть на следующем рисунке.
Схема подключения блока согласования
Для подключения нужно провести следующие действия:
- убрать загрузочные панели;
- иметь в наличии набор проводов с нужным сечением;
- проверить ходовые и стоп-сигнальные огни;
- монтировать блок по схеме подключения;
- подсоединить провода к блоку.
Виды Smart Connect
Большинство блоков смарт-коннект универсальные. Производителей достаточно много. Такие марки как Bosal, Artway, Flat Pro очень просто установить, но не все автомобили принимают универсальные блоки. Если ЭБУ автомобиля предусматривает функцию автобуксировки прицепа, то потребуется оригинальный блок. Также часто Smart Connect идет в комплекте с розеткой фаркопа.
Блок согласования Unikit
Комплекс Unikit очень популярен у автовладельцев за надежность, универсальность и простоту использования. Он корректно связывает электрику ТСУ и автомобиль. Также Unikit снижает нагрузку на бортовую сеть авто, защищает от перегрузки, тестирует подключение на сбои. В случае скачка напряжения, необходимо будет только заменить предохранитель. Остальная проводка остается целой.
Среди плюсов можно назвать следующее:
- тестирование электрики прицепа;
- прописывание оригинальной системы;
- отключение парктроников и камеры заднего вида;
- приемлемая цена – около 4 500 р.
Подключенный автоприцеп является частью автомобиля. Каждый водитель должен следить за правильной работой всех систем, в том числе и сигналов прицепа. Smart Connect – это то устройство, которое необходимо для корректной работы всей электроники и сигналов. Его использование предотвратит возможные ошибки и сбои при подключении.
CAN блок согласования фаркопа и сигнализация
Представляю вашему вниманию свой проект, блок согласования фаркопа для авто французского концерна, ситроен С4 пикассо второго поколения (с 2013г.).
Решил сделать блок согласования без колхоза, максимально близко к штатному подключению, т.е. по CAN шине.
Для изучения пакетов данных CAN-шины воспользовался анализатором USBee AX Pro. Для него достаточно подключить на цифровой вход только CANL линию. Настроить, задать скорость и пакеты выводятся в виде диаграммы и CAN данных по байтно в hex формате. Принятый пакет данных потом импортируются программой в exel, где уже удобней изучать изменения каждого IDшника по событиям, которые я инициировал на авто.
Подключался к шине посредством штатного разъёма для подключения блока согласования фаркопа (см. 12500592.pdf рис.17, 6-pin).
Основная распиновка разъёма: 1pin – CANH, 2pin – CANL, 5pin – стоп сигнал прицепа, 5pin не применял, т.к есть в CAN-шине. Питание плюс взял от 1-pin разъёма. Оба разъёма в качестве заглушки имели ответную часть их только нужно запиновать контактами. Два пина для кан, модель: DJ617-1.5A и один силовой, модель: DJ611-7.8.
Для 6-pin разъёма необходимо приподнять синий фиксатор, на 1-pin разъёме со стороны провода нужно по центру разгибать в лево/право защёлки чтобы выдвинуть жёлтый фиксатор.
Определив скорость шины данных в 125кбит/с, в процессе изучения выяснил, что это CAN-шина «комфорт», которая отличается уровнями сигналов в работе и в спящем режиме. Для работы с шиной комфорта требуется специализированный драйвер, применил TJA1055.
Изучая данные шины выделил три основных ID адреса: id794 – состояние дверей, замков, данных при нажатии ключа дистанционного управления (ДУ) центральным замком и пр.; id094 – это скорее с блок подрулевых переключателей, сигнал и пр.; id047 – состояние указателей поворотов, габаритов, стопов и пр., что и нужно для фаркопа. Также имея данные id794 и id094 было решено заложить в схему фаркопа и функцию охранной сигнализации.
Для реализации логики управления всеми функциями выбрал контроллер PIC16F690. В контроллере для работы с драйвером TJA1055 задействовал аппаратный USART в режиме мастер, синхронный, поточный приём данных. Порт синхронизации USART подключен к светодиоду LED1, для индикации наличия потока данных с CAN-шины. Для прерывания контроллера от драйвера задействовал порт INTE параллельно RX входу. В TJA1055Т/3 на RXD нет внутренней подтяжки к плюсу, для TJA1055Т резистор R10 не нужен. TX передача данных выполнена программно.
В обычном режиме схема только читает данные с шины не отправляя в нее ничего. И только в режиме охраны, для аварийной сигнализации будет оправлять пакет данных, дублируя id094, включать короткими вспышками штатный сигнал и габариты.
Управление всеми основными габаритами фаркопа выполнено типовой цепочкой «выходной сигнал …»: предохранитель F1, силовой ключ Т2 и обвязка согласования логики Т1, R1, R2, R3.
Питание схемы управления берётся от модуля dc-dc преобразователя на МР2315. С ним в спящем режиме схема потребляет около 0,5млА. В этот режим контроллер переходит при отсутствии данных в кан шине, но просыпается раз в 2сек., при охране, обеспечивая мигание светодиода LED2. Светодиод LED2 также индицирует состояние открытого положения дверей, багажника, габаритов, поворотов и стопов. При включении габаритов LED2 через 25сек отключится, дабы не отвлекать в ночное время вождения.
Подав питание на схему на две секунды вспыхнет LED1 и будет часто мигать если активна кан шина, т.е. идёт приём данных контроллером. Можно с имитировать на столе замыкая CANL и CANH.
Режим фаркопа активен всегда. Световые приборы будут включаться и отключаться на фаркопе синхронно с со светотехникой автомобиля. За исключением, когда кан шина комфорт уснет, сигналы на фаркопе отключатся (длительная стоянка на незаведённом авто).
Режим охранной сигнализации. По нажатию кнопки штатного ДУ «закрыть двери», контроллер, приняв данные по кан с ДУ, перейдёт в режим охраны и через 2сек возьмёт закрытые двери под охрану. Если одна из дверей открыта, то прозвучит короткий сигнал. В режиме охраны будет мигать LED2 раз в 1сек, а когда уснёт шина то раз в 2сек. При открытии двери, проснётся кан шина и контроллер видя данные открытия двери, без нажатия кнопки ДУ «открыть», включит аварию при которой прозвучит циклично 5 коротких звуковых сигналов и вспышек габаритов. Если дверь не будет закрыта, то таких циклов будет 15. Потом контроллер открытую дверь снимет с охраны, дабы не превратить сигнал аварии в бесконечный цикл. Аварию можно отключить нажатием кнопки ДУ «закрыть» или «открыть» двери. В первом случае закрытые двери продолжат оставаться под охраной. Во втором случае или при длительном нажатии кнопки «открыть дверь багажника» авто будет снят с охраны.
В контроллере также заложен режим «авто постановки на охрану». Условием является: при включенном зажигании нажимали педаль тормоза, уснула кан шина и двери все закрыты то через 9 минут контроллер перейдёт в режим охраны. По нажатию кнопки ДУ, режим «авто постановки на охрану» буде сброшен до выполнения выше описанного условия. Условие «авто постановки на охрану» необходимо, когда владелец проехал на авто, закрыл двери и не закрыл ЦЗ с ключа ДУ.
Режим «авто постановки на охрану» можно активировать и дезактивировать. Для этого нужно в последовательности: открыть водительскую дверь, включить и выключить зажигание, включить левый указатель поворотов (зажгутся левые габариты), нажать и удержать кнопку ДУ «открыть» до частого мигания LED2.
Функцию сигнализации можно также активировать и дезактивировать. В последовательности: открыть водительскую дверь, включить и выключить зажигание, включить левый указатель поворотов (зажгутся левые габариты), нажать и удержать кнопку ДУ «закрыть» до частого мигания LED2.
По схеме заложено, на будущее, подключение датчика удара и внешней сирены, которая будет работать по датчику удара. Программно также заведено, но не протестировано.
Планировался контроль наличия фаркопа по силовой цепи габаритов, но посчитал лишним.
Функция enable на MP2315 c tja1055 не заработала у меня.
На модуле MP2315 нужно запаять перемычку на 5В и выпаять переменный резистор.
Блок согласования для электрики фаркопа
Блок согласования многозадачен: согласовывает работу электронного блока управления автомобиля с прицепом, а также отвечает за переключение противотуманной фары на прицеп, контролирует указатели поворота на прицепе, отключает парктроники при соединении с прицепом и т.д.
Другое название устройства – «Смарт коннектор», что в переводе означает «Интеллектуальное подключение».
Основные моменты:
- для чего это нужно;
- виды блоков согласования;
- какие автомобили следует оборудовать блоком согласования.
Вы установили фаркоп, прикупили прицеп и теперь нужно как-то соединить их, чтоб на вашем прицепе работали тормоза, габаритные лампочки и поворотники. Напрямую подключиться к цепям автомобиля нельзя: бортовой модуль обнаруживает «вторжение», выдаёт ошибку и вы уже никуда не едете. Проблему решает блок согласования!
Устройство компактно, легко подключается, предохраняет электронные системы автомобиля от ошибок и перегрузок.
Если попытаться, минуя блок смарт-коннект, подключиться к проводам после установки дешифратора, авто отреагирует включением системы Check Control и заблокирует соответствующую цепь. Так происходит, поскольку из-за присоединения световых приборов фаркопа к световым приборам автомобиля, увеличивается нагрузка. В результате, бортовой компьютер может определить повреждённость осветительных приборов или заблокировать “неисправную” цепь.
Как это работает
Смарт-коннектор получает управляющий сигнал от «центральной нервной системы» и подключает дозированную нагрузку на нужный провод. Встроенная в блок согласования система защиты предохраняет электрические цепи и электронные «мозги» автомобиля от перегрузок. Бортовой компьютер «не замечает» дополнительного подключения. И вот мы уже едем дальше.
Опции смарт коннекторов бывают обычной или расширенной комплектаций. Базовые возможности блоков согласования:
- контроль указателей поворота на автоприцепе;
- управление противотуманными фарами;
- подзарядка аккумуляторной батареи прицепа;
- отключение парктроника на время соединения с прицепом.
- «ТПП» – проверка подключения электроцепей автоприцепа;
- управление габаритным огнём слева;
- корректировка противотуманной фары слева;
- противоугонная опция ALARM-info.
Причин для покупки много не бывает
У вас современный автомобиль? Тогда производитель просто не оставил вам выбора. Вы не сможете пользоваться прицепом без блока согласования.
Чтобы воспрепятствовать некорректной работе ламп фаркопа и предупредить сбои в работе электрики авто, необходим Smart Connect – блок согласования, предотвращающий увеличение нагрузки на бортовую сеть. Благодаря предохранителю на 15 А Smart Connect не реагирует на скачки напряжения.
Если на автомобиле установлены программы ABS, TSP, ESP, SFL и др., то без установки блока согласования работа автомобиля будет нарушена.
Модуль согласования многозадачен. Он отвечает за переключение противотуманной фары на прицеп, контролирует указатели поворота на прицепе, отключает парктроники при соединении с прицепом.
Имеются блоки согласования с большим количеством функций (PARK SENSOR, ALARM INFO и пр.).
Ещё пара нюансов
Универсальные и оригинальные модуль-блоки согласования для фаркопа. Система «Уни» имеет стандартные разъёмы. Оригинальные подходят только к одной модели автомобиля, для каждой марки он свой:
Универсальный блок согласования с набором стандартных разъёмов и креплений
Набор электрики универсальный UniKit
Коммутационные блоки Unikit – это промежуточное звено между электрокомплектом тягово-сцепного устройства и электроникой машины. Они разгружают электрическую цепь, отслеживают подключение прицепного устройства и защищают систему от перегрузки и сбоев. В случае необходимости, заменяют только предохранитель Unikit. Замыкание не повреждает проводку и предохранитель.
Модуль Unikit обеспечивает корректную работу световых приборов и незаменим для авто с однонитевыми лампами, в которых различные сигналы проходят по одному кабелю, а не по разным.
Оригинальный блок для фаркопа Thule. Устройство снабжено инструкцией и крепёжным комплектом.
Преимущества: «умный» прибор с расширенным спектром возможностей.
Оригинальный блок согласования идёт в комплекте с оригинальным фаркопом. При подключении, блок самостоятельно прописывается в систему, тестирует прицеп, проверяет работоспособность ламп, отключает парковочную электронику и камеры заднего вида.
Сравнительная таблица по характеристикам и ценам блоков согласования
Универсальная электрика «Proteccss» с блоком согласования Smart-Connect 7-pin, программируемый. | Блок согласования Bosal универсальный «Smart Connect» 7 pin с выключателем противотуманных фар | Блок согласования Proteccss универсальный «UniKIT 3P» 13 pin. | |||||||||
|
|
|
|||||||||
Артикул — UniKIT 2P | Артикул — 022-718 | Артикул — UniKIT 3P | |||||||||
Производитель — Proteccss | Производитель — Bosal | Производитель — Proteccss | |||||||||
Страна — Польша | Страна — Бельгия | Страна — Польша | |||||||||
C выключателем противотуманных фар | |||||||||||
Цена: 3400руб. | Цена: 6000 руб. | Цена: 4500 руб. | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|