Авторевю зимние шины 2014

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Сравнительные тесты шин — одна из изюминок Авторевю, оправдывающая девиз на обложке: «Доверяйте профессионалам!» А с чего все начиналось, по какой траектории раскручивалась тема шинных тестов, как изменились сами покрышки?

Начиналось все с Москвича. Ведь экспертная группа Авторевю зародилась как дуэт профессиональных инженеров-испытателей АЗЛК (то бишь Автомобильного завода имени Ленинского комсомола) Александра Дивакова и ­Сергея Воскресенского. Чуть позже к ним в качестве молодого специалиста примкнул и я, ваш покорный слуга. Неудивительно, что первые редакционные тесты шин мы делали на Москвичах-2141 с участием наших коллег по АЗЛК Анатолия Карпенкова и Андрея Мохова, позже ставшего бессменным прибористом в составе экспертной группы АР.

Авторевю зимние шины 2014

«Базовыми» покрышками в те годы были MИ-180 производства ­Московского шинного завода, который располагался через забор от старой территории АЗЛК. Камерные шины размерности 165/80 R14 были на все случаи жизни — на них же Диваков с Воскресенским занимались доводкой управляемости полноприводных версий «сорок первых» на льду подмосковных озер, на ипподроме в Раменском. Зимние покрышки? Нет, в то время они были роскошью, которую могли позволить себе лишь ­спортсмены из заводской команды АЗЛК.

Авторевю зимние шины 2014

Но уже тогда я понял, насколько сильно шины способны изменить поведение автомобиля. Однажды на завод прислали экспериментальную партию покрышек Бел-180 Бобруйского шинного завода — по рисунку те же ­МИ-180, но скорость выполнения переставки на белорусских шинах выросла аж на 8 км/ч! Другая конструкция, иной состав смеси. К сожалению, эти покрышки так и не попали на конвейер.

Зато заработал конвейер шинных тестов Авторевю. Результаты первых испытаний опубликовали в АР №1 за 1993 год: это было сравнение все тех же шин МИ-180 c восстановленными покрышками Monarch — само собой, на «сорок первом» Москвиче. Потом были тесты других моделей — и зарубежных, и наших, порой весьма необычных. Например, в 1995-м к нам в руки попали ­ярославские шины Я-495, сваренные путем соединения двух пресс-форм выпускавшихся ранее покрышек, — статья называлась «Двуликий Янус» (АР ­№13—14, 1995). За рубежом асимметричные шины тогда были еще в диковинку, а у нас — пожалуйста, уже «колхозили».

Авторевю зимние шины 2014

С Москвичей мы пересели на вазовские автомобили — и начали испытывать покрышки премиальных брендов Pirelli, Michelin, Nokian. А что такое тесты зимних шин на профессиональном уровне, я узнал в том же 1995 году, когда впервые попал на северный полигон компании Nokian Tyres в заполярном Ивало. Ходовые лаборатории, технология подготовки треков, автомобилей, методика проведения самих тестов — все было в новинку. И главное — люди. Создатели лучших на тот момент зимних шин делились с нами опытом проведения испытаний.

Ту командировку я никогда не забуду. После визита на полигон Nokian Tyres наша команда (Диваков, Воскресенский, Кадаков, Растегаев) на редакционном Discovery направилась прямиком в Германию — нас ждали «пятерка» BMW и Opel Omega для сравнительного теста. Но когда Land Rover выкатился с парома, нас сразу «повязали»: полицейские забрали паспорта и приказали следовать за ними! Оказалось, «гвозди» в Германии уже тогда были вне закона, а мы въехали на территорию Германии на шипованных покрышках Nokian Hakkapeliitta 10. Вот нам и предложили — либо на тот же паром и обратно в Финляндию, либо. выковыривайте шипы.

Авторевю зимние шины 2014

В девяностые в качестве агрегатоносителей мы перебрали весь отечественный автопром — даже Волга принимала участие в наших испытаниях

Делать нечего. Взяли пассатижи, отвертки — сейчас, думаем, минут за тридцать все повыдергиваем. Как же! Недооценили мы качество финской ошиповки: руки в мозолях, отвертка погнута, а за полчаса общими усилиями лишь четверть шипов из одного колеса наковыряли. Тогда полицейские сжалились и сопроводили нас в ближайший сервис, где операция «расшиповки» была поставлена на поток. Не помню точно, с нас взяли тогда 100 или 200 марок, но через час нам вернули паспорта — и мы продолжили путешествие уже на «лысых» покрышках.

С тех пор визиты в заполярный Ивало были регулярными. В начале двухтысячных мы стали принимать участие в сравнительных тестах шин, которые проводились в том же Ивало, но на другой площадке — на полигоне Test World. Мы вошли в пул вместе с четырьмя—пятью скандинавскими изданиями, и по нашему заказу команда независимых экспертов проводила большие сравнительные тесты зимних, а позже и летних шин. Поначалу мы принимали участие в этих работах, позже стали полностью доверять финским коллегам. Параллельно начали выезжать на самостоятельные тесты на разные европейские полигоны, в ЮАР, в США. И в какой-то момент поняли, что наши читатели воспринимают тесты финского производства как перепечатку из западных изданий, ведь одни и те же результаты публиковались в шведском, норвежском, финском, а через какое-то время эстонском и украинском журналах.

Авторевю зимние шины 2014

В далеком 1998 году были проведены первые и последние испытания шипованных шин на грузовике. Специально ошипованные покрышки Barum позволили сократить тормозной путь бортового ЗИЛа на льду на 28—37% в зависимости от метода торможения

Поэтому с 2013 года все тесты делаем своими силами. Кстати, испытания на проходимость, то есть оценка тяговых возможностей зимних шин в глубоком снегу, — это чисто российская специфика: ни финны, ни шведы такими «глупостями» раньше не занимались. Но мы ввели ее в обиход. И теперь на зарубежных полигонах по нашей просьбе коллеги оставляют нам нечищеные треки.

Жаль, что в России специализированного шинного полигона до сих пор нет. Был проект НИИШПа (Научно-исследовательского института шинной промышленности) еще времен СССР построить полигон в Краснодарском крае, однако до реализации так и не дошло.

Авторевю зимние шины 2014

Так что чаще я езжу по миру. География тестов и шинных презентаций — от японского Хоккайдо до Южной Африки, от Аргентины до Новой Зеландии. Кстати, на единственном в Южном полушарии зимнем полигоне SHPG (Southern Hemisphere Proving Grounds) впервые я оказался по приглашению российской компании Amtel.

Авторевю зимние шины 2014

Заполярный финский полигон Test World более десяти лет оставался основной площадкой для зимних шинных тестов. А в 2005-м на этом полигоне коллектив Авторевю в полном составе отмечал 15-летие нашего издания — не только за столом, но и за рулем!

А в 2011 году на том же полигоне в Новой Зеландии мы с Никитой Гудковым уже проводили сравнительные испытания шин. Приехали катать зимние покрышки, а снега нет даже на высоте полутора тысяч метров. Но через пару дней случился такой снегопад, что мы не только всю программу откатали — еще и в ­аэропорту зависли.

Авторевю зимние шины 2014

Самый южный из автомобильных полигонов SHPG (Southern Hemisphere Proving Grounds) расположен в Новой Зеландии. Треки здесь бронируют заранее автомобильные и шинные компании, а потом, нередко прилетев с другого конца света ради снега, их сотрудники видят в иллюминатор голые горные склоны (полигон расположен на высоте полутора тысяч метров), как и мы в 2011 году.

Авторевю зимние шины 2014

. но через пару дней снега навалило — Туарегу по ступицы. То, что надо для оценки проходимости на разных шинах!

Теперь лететь на другой конец света вовсе не обязательно: круглогодичные закрытые снежные и ледовые треки имеют и Test World в Финляндии, и Arctic Falls в Швеции, и Continental в Германии, где мы проводили свои допинг-тесты позапрошлым летом.

Кстати, о допинг-тестах — они нужны, потому что большинство тестовых комплектов нам предоставляют сами производители. Но с условием, что это абсолютно серийная продукция. И мы ­предупреждаем, что при возникновении сомнений вправе купить такие же покрышки в розницу и провести допинг-тесты. Что неоднократно и делали.

Авторевю зимние шины 2014

А на этом полигоне мы трижды проводили сравнительные тесты летних шин в разгар нашей зимы. Южноафриканский полигон Gerotek: пусть не самые современные треки, зато какие колоритные механики!

Почему не покупаем все шины? ­Во-первых, испытания мы, как правило, проводим за полгода до сезонных публикаций, когда свежих моделей в магазине еще не найти. Во-вторых, есть проблемы с доставкой покрышек в ­Западную Европу. Однажды мы попытались привезти тестовые шины в Германию своими силами. Убив две недели на оформление документов в Москве, после мы 12 часов пересекали границу Белоруссия — Польша: мало того что пришлось стоять в одной очереди с фурами, так еще на таможне никто не знал, как оформлять временный вывоз покрышек для испытаний. Гоняли по кабинетам, опечатывали наш Ford Transit, взяли залог 1200 евро, который до сих пор не вернули. После этого я зарекся: никаких перевозок шин своими силами.

Как за это время изменилась методика тестов? В целом все по-прежнему: торможение и разгон на разных типах покрытия, заезды на время по извилистой трассе, оценка шумности и вибронагруженности. Пробивать боковины методом тарированного наезда на препятствие начали не мы — конструкции для «ударных» испытаний покрышек еще в девяностые использовали и Michelin, и Bridgestone в своих внутренних тестах. Но в журналистской среде наши испытания, о которых рассказано здесь, оказались первыми. И надеемся, что после этого шинники стали уделять прочности больше внимания — тем более что с начала двухтысячных ради снижения сопротивления качению боковины делали все тоньше и тоньше. А ведь любой жесткий контакт с бордюром или яма с острыми краями — и вся экономия на топливе (как правило, не больше стакана на сотню километров) насмарку!

Авторевю зимние шины 2014

А это одна из первых ездовых презентаций шин run-flat — тогда журналистам удалось-таки сдернуть спущенную покрышку с обода. А вот шины run-flat последнего поколения держатся на ободьях куда надежнее — мы это проверили в прошлом году

Интересно, что технология run-flat, позволяющая проехать 80—100 км на спущенной шине, поголовного перехода на усиленные боковины не повлекла: повышенное сопротивление качению, ухудшение комфорта. Да и в целом конструкция покрышек осталась традиционной. Может, Michelin со своими безвоздушными покрышками UPTIS (Unique Puncture-proof Tire System) изменит устоявшийся стандарт?

И все же прогресс за эти тридцать лет заметный. А вот различий между покрышками разных производителей стало меньше. Летние топовые модели сплошь «полуслики» — три—четыре глубокие дренажные канавки по всей окружности и минимум поперечных. Но с асфальта на них в дождь не съедешь — тут же на обочине и сядешь. А ведь раньше летние шины были скорее всесезонными — и на них ездили круглый год!

Авторевю зимние шины 2014

Шины для Нивы мы испытывали не раз — и всегда одним из основных критериев оценки была проходимость

Но все изменила. электроника. Попробуйте поставить старые покрышки с их «всесезонным» рисунком на современный автомобиль с высокочастотной АБС — и увидите, как драматически возрастет тормозной путь. Нет, именно нынешний «полусликовый» протектор обеспечивает максимальную продольную жесткость — и лучше всего работает в паре с электронными системами.

Авторевю зимние шины 2014

Впервые ударные тесты шин мы провели в 2012 году на полигоне компании Michelin в Ладу. Выяснилось, что для внутренних испытаний французы уже несколько лет используют специальную поворотную платформу со сменными каменными бордюрами. Методика простая — наезжать под углом на бордюр, пошагово увеличивая скорость до пробоя боковины

А к морозам можно и нужно переходить на зимние шины — благо их теперь на любой вкус. Из фрикционных моделей можно выбрать пожестче или помягче, от всесезонок до скандинавских покрышек, насыщенных ламелями. Шипованные тоже изменились: число «гвоздей» на протекторе выросло, но сами они меньше, легче и держатся куда лучше, чем раньше. Даже бюджетные шиповки теперь не грешат выпадением «гвоздей» после наших тестов.

Авторевю зимние шины 2014

Одними из самых эмоциональных были и остаются испытания высокоскоростных спортивных шин. Одни машины чего стоят: Audi TT, Ford Focus RS, Ford Mustang, Audi RS 3

А что до агрегатоносителей наших тестов, то, начав с Москвича, мы докатились до. электромобиля! Уже этой весной будут опубликованы результаты сравнительного теста шин размерности 255/55 R19, который мы провели, не потратив ни капли бензина. Забегая вперед, скажу, что в списке участников были не только премиальные бренды, но и три корейские модели — и три китайские!

Авторевю зимние шины 2014

Электрический Audi e-tron оказался довольно азартным на треке. Особенно на шинах. Об этом — в одном из весенних номеров 2020 года

12 новых зимних шин 2013/2014

Авторевю зимние шины 2014

Зима близко. Портал Kolesa.Ru рекомендует не тянуть резину и переобуться заранее, пока неожиданные заморозки не выстроили очередей в шиномонтажах и специализированных магазинах. Чтобы облегчить ваш выбор, мы представляем 12 самых новых моделей зимних колес, специально к российской зиме сезона 2013-2014 гг.

Bridgestone Blizzak Spike 01

Шипованная шина для легковых машин и автомобилей класса SUV. Модель пришла на смену уже зарекомендовавшей себя шине Bridgestone Noranza 2 EVO и, как утверждает производитель, по сравнению с предшественницей, покрышка Bridgestone Blizzak Spike 01 показывает на 5 процентов лучшую управляемость на снегу и на 20% превосходит предка на ледяном покрытии. Это стало возможным благодаря применению инновационных комбинированных шипов SITEK, имеющих особую оптимизированную форму.

Авторевю зимние шины 2014

Авторевю зимние шины 2014

Выпускается Bridgestone Blizzak Spike 01 для дисков от 13 до 18 дюймов с высотой профиля от 70 до 40 и шириной от 175 до 285 мм. Цена Bridgestone Blizzak Spike 01 в типоразмере 205/55 R16 составляет порядка 4 750 рублей.

Bridgestone Blizzak VRX

Авторевю зимние шины 2014

Авторевю зимние шины 2014

Фрикционная шина, выпускаемая для дисков с посадочным диаметром от 13 до 19 дюймов. Модель имеет новый рисунок протектора ассиметричного типа, а также новый состав резиновой смеси, благодаря чему, как утверждает производитель, удалось добиться улучшения показателей сцепления на заснеженных и обледенелых покрытиях, а также более низкого сопротивления качению и увеличения ходимости шины.

В гамме типоразмеров Bridgestone Blizzak VRX можно выбрать варианты с высотой профиля от 70 до 35 и шириной от 175 до 275 мм. Цена Bridgestone Blizzak VRX в типоразмере 205/55 R16 составляет около 5 000 рублей.

Continental ContiIceContact HD

Авторевю зимние шины 2014

Шипованная шина для легковых автомобилей различных классов, кроссоверов и внедорожников. Главной инновацией модели стал «шип-гибрид», который по сравнению с уже известным «шипом-бриллиантом» от «Конти» имеет меньшую ширину и вес, а также иную форму наконечника-«зацепа». Благодаря такому решению, как утверждает производитель, удалось сохранить все сцепные свойства шины, и при этом соблюсти новые требования законодательства ЕС об уменьшении нагрузки на дорожное покрытие.

Выпускается Continental ContiIceContact HD для дисков от 13 до 20 дюймов с высотой профиля от 80 до 40 и шириной от 155 до 285 мм. Цена Continental ContiIceContact HD в типоразмере 225/55 R16 составит порядка 8 750 рублей, а покрышка 185/65 R14 обойдется примерно в 4 300 рублей.

Dunlop Winter Maxx

Авторевю зимние шины 2014

Фрикционная шина для легковых автомобилей и кроссоверов, выпускаемая для дисков диаметром от 14 до 18 дюймов с высотой профиля от 65 до 40 и шириной от 175 до 245 мм. Протектор шины получил увеличенное количество ламелей с острыми гранями и новый состав резиновой смеси, разработанной с применением нанотехнологий, что позволило, по утверждению производителя, сократить тормозной путь и улучшить сцепление покрышки при скоростном маневрировании.

Средняя цена Dunlop Winter Maxx WM01 в типоразмере 205/55 R16 составит порядка 4 100 рублей, а шины 175/65 R14 обойдутся примерно в 2 450 рублей за штуку.

Gislaved NordFrost 100

Авторевю зимние шины 2014

Шипованная шина для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников. Одной из основных инноваций стали шипы Tri-Star, выполненные из специального сверхлегкого алюминиевого сплава. Их расположение особым образом оптимизировано, чтобы добиваться лучшего сцепления при одновременном уменьшении уровня шума.

Модель Gislaved NordFrost 100 будет выпускаться для дисков диаметром от 13 до 19 дюймов с высотой профиля от 80 до 40 и шириной от 155 до 265 мм. Цена Gislaved NordFrost 100 в типоразмере 225/60 R16 составит порядка 5 700 рублей.

Maxxis Arctictrekker NP3 / Arctictrekker NS3

Авторевю зимние шины 2014

Авторевю зимние шины 2014

Две новых модели шипованных шин от китайского бренда, который сейчас активно продвигается на российский рынок и даже находит своих ценителей. Как утверждает производитель, при создании покрышек применялись самые современные технологии и принципы конструирования, используемые в шинной отрасли. Протекторы шин получили инновационные «3D-ламели» с увеличенным числом режущих кромок, специально оптимизированное «неравномерное» расположение шипов, центральное ребро жесткости и резиновую смесь с добавлением силики. Что позволило, по заявлению производителя, обеспечить надежное сцепление шин на всех видах дорожного покрытия.

Модель Maxxis Arctictrekker NP3 предназначена для легковых автомобилей и кроссоверов, и выпускается для дисков диаметром от 13 до 18 дюймов с высотой профиля от 70 до 40 и шириной от 155 до 245 мм. Цена Maxxis Arctictrekker NP3 в типоразмере 205/55 R16 составит порядка 3 000 рублей.

В свою очередь, модель Maxxis Arctictrekker NS3 охватывает сегмент внедорожников и минивенов — шина будет доступна для дисков от 15 до 18 дюймов с высотой профиля от 75 до 65 и шириной от 215 до 275 мм. Стоимость Maxxis Arctictrekker NS3 в типоразмере 245/70 R16 составит около 5 700 рублей.

Источник