Апокалипсис сегодня мартина шина

17 интересных фактов об «Апокалипсисе сегодня»

23.03.2019

Поделиться

Мы любим запах фактов по утрам. Вот несколько фактов (о которых вы, возможно, не знали), касающихся вольной адаптации Фрэнсисом Фордом Копполой романа «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.

1. Сценариста Джона Милиуса на написание сценария вдохновил его университетский профессор английского

Милиус списывает свою одержимость войной на то, что ему самому воевать никогда не приходилось. В 1968 году Милиус пытался записаться добровольцем в Корпус морской пехоты США, чтобы участвовать в войне во Вьетнаме, но получил отсрочку из-за астмы. Вместо этого он изучал кино в Университете Южной Калифорнии вместе с создателем «Звездных войн» Джорджем Лукасом. Там, во время лекции, профессор по имени Ирвин Блэкер убедил класс, что ни одному сценаристу еще не удалось создать идеальную адаптацию романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Таким образом, будущий кинематографист Милиус, одержимый темой Вьетнама, решил принять вызов Блэкера.

2. Изначально режиссером фильма должен был стать Джордж Лукас

После постановки «Людей дождя» 1969 года продюсерская компания Фрэнсиса Форда Копполы American Zoetrope заключила с Warner Bros. Pictures контракт на производство фильмов по новым сценариям. Больше всего Копполе понравился сценарий «Апокалипсиса сегодня» Милиуса – он получил его от друга. В течение нескольких лет планировалось, что фильм поставит Джордж Лукас, причем, используя 16-мм черно-белую пленку, а съемки пройдут в Стоктоне, штат Калифорния, бюджет будет небольшим, стиль – псевдодокументальным, как у известной военной картины «Битва за Алжир». Проект долгое время находился на стадии разработки, и, в конечном итоге, Лукас покинул его, чтобы снять фильм по собственному сценарию. Им стали «Звездные войны». После успеха двух частей «Крестного отца» и «Разговора» Коппола согласился стать режиссером «Апокалипсиса».

3. Название фильма – насмешка над хиппи

Одним из ранних вариантов названия был «Психоделический солдат», но вскоре его заменили на то, под которым фильм и стал известен. Милиус буквально перевернул лозунг калифорнийских хиппи «Даешь нирвану» (Nirvana Now), что означало «словить кайф и достичь состояния чистого сознания». Кстати, в самом фильме никогда не упоминается его название, но граффити с надписью «Наш девиз: Апокалипсис сегодня» можно увидеть на стене в лагере Курца, в сцене, когда Уиллард поднимается по каменным ступеням. Надпись добавил сам Коппола, потому что по правилам профсоюза название обязано каким-либо образом появиться в фильме.

Апокалипсис сегодня мартина шина

4. Открывающая сцена собрана из остатков отснятого материала

Коппола использовал беспрецедентные 450 км пленки для съемки фильма, и в процессе монтажа случайно наткнулся на кадры, которые стали открывающими. В монтажной комнате Коппола спросил Ричарда Маркса (который был одним из четырех человек, принимавших участие в монтажном процессе), что это за пленка лежит среди мусора. Маркс ответил, что это неиспользованные статичные кадры, которые были сняты одной из 6 камер во время сцены с напалмом. Копполе понравилась мрачная геометрия деревьев и вертолетов, и он попросил Маркса смонтировать эти кадры под песню ‘The End’ группы The Doors, так как подумал, что будет забавно начать фильм с песни с таким названием.

5. Первым кандидатом на роль Уилларда был Харви Кейтель

Коппола тщательно контролировал процесс прослушивания актеров на основные роли, но роль Уилларда оказалась для него крайне проблематичной. Сначала он предложил ее актеру Стиву МакКуину, который отказался, так как не хотел сниматься в джунглях. Аль Пачино, Джеймс Каан и Джек Николсон также отклонили предложение Копполы, и в итоге он отдал роль Харви Кейтелю. Коппола уволил Кейтеля спустя 6 недель после начала производства, поскольку решил, что тот не настолько погрузился в своего персонажа, как было нужно режиссеру. Поэтому он позвал Мартина Шина, который ранее проходил прослушивание на роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце» и отказался от «Апокалипсиса сегодня», так как в тот момент находился на съемках «Перевала Кассандры» в Риме.

Апокалипсис сегодня мартина шина

6. Коппола буквально вложил все, что у него было, в производство фильма

Режиссер вложил в проект $30 млн. собственных средств, чтобы на выходе получить бюджет, необходимый для реализации его замысла. В эту сумму вошли деньги, который он получил от банка Chase Bank под залог своих дома и винодельни. В начале производства процентная ставка равнялась 7%, но, когда оно закончилось, ставка достигла 29%. Если бы фильм провалился в прокате, Коппола бы стал банкротом – съемочный процесс из-за этого был еще более напряженным. Во время него Коппола пережил эпилептический припадок и нервный срыв, а также, как говорят, угрожал покончить с собой по крайней мере 3 раза.

7. Бюджет фильма был значительно превышен, а съемочный процесс не уложился в график

Коппола планировал, что съемки фильма займут 14 недель и пройдут весной 1976 года на Филиппинах. Все шло по графику, пока ураган не разрушил почти все декорации и оборудование, что остановило производство на 8 недель. После этого Коппола продолжил съемки с долей безрассудства и импульсивности и завершил их только в мае 1977 года. Постпродакшн продлился еще 2 года, и в прокат фильм вышел в августе 1979 года.

Апокалипсис сегодня мартина шина

8. Фактически, Харрисон Форд снялся в фильме еще до «Звездных войн»

Коппола пригласил молодого актера по имени Харрисон Форд на роль полковника Лукаса (в честь Джорджа Лукаса), одного из офицеров, который отдает Уилларду приказ убить Курца. До этого Форд уже играл в «Американских граффити» Лукаса и «Разговоре» Копполы, но все еще был относительно неизвестным актером, когда в 1976 году начались съемки «Апокалипсиса сегодня». Позже он станет мегазвездой, после роли Хана Соло в «Звездных войнах», которые вышли в 1977 году. «Апокалипсис сегодня» был снят до «Звездных войн», но выпущен в прокат после. Форд, по-видимому, так нервничал во время съемок своих сцен, что Копполе пришлось вписать это его состояние в образ полковника Лукаса.

9. Фильм снимался на Филиппинах

Вдохновленный фильмом «Холодным взором» 1969 года, который его режиссер Хаскелл Уэкслер снял во время беспорядков 1968 года в Чикаго, Милиус хотел снимать «Апокалипсис» во Вьетнаме, пока там шла война. Коппола отверг эту идею и в конечном итоге снял фильм на Филиппинах, потому что президент Фердинанд Маркос согласился предоставить столько вертолетов и боевых кораблей, сколько было необходимо для съемок. Министерство обороны США, которым тогда руководил Дональд Рамсфелд, отказалось оказывать фильму какую-либо помощь из-за его антивьетнамского посыла.

10. В фильме есть камео Копполы

Коппола, художник-постановщик Дин Тавуларис и оператор Витторио Стораро появляются в камео-ролях. Коппола сыграл режиссера кинохроники, который просит Уилларда и экипаж лодки не смотреть в камеру во время сцены встречи с подполковником Килгором.

Апокалипсис сегодня мартина шина

11. Писатель Майкл Герр написал закадровый текст

Постпродакшн включал в себя создание закадрового текста и запись войсовера для Уилларда. В 1978 году Коппола нанял писателя и военного корреспондента Майкла Герра, чтобы тот написал несколько фрагментов и вариантов для закадрового текста, а Коппола выбрал из них подходящие Уилларду. Коппола связался с Герром, поскольку высоко ценил его книгу «Репортажи» (‘Dispatches’), сборник статей, описывающих опыт Герра во время войны во Вьетнаме.

12. Коппола дружил с группой The Doors

Коппола учился в Киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе вместе со всеми участниками группы The Doors, включая Джима Моррисона, которые разрешили Копполе использовать оригинальные аудиозаписи их музыки для фильма. Сырой монтажный вариант, длившийся 5,5 часов, сопровождался исключительно песнями The Doors, пока не был написан саундтрек.

13. Марлон Брандо был большой проблемой

Брандо, который ранее получил «Оскар» за роль Вито Корлеоне в «Крестном отце» Копполы, появился на съемках на Филиппинах, имея вес более 136 кг. Пришлось переделывать все его костюмы, так как Коппола ожидал, что актер похудеет до начала съемок, чтобы соответствовать роли. Чтобы полнота Брандо не так бросалась в глаза, Коппола и Стораро решили снимать преимущественно его лицо, а всё остальное оставлять в тени. Также это придавало Курцу загадочности.

Апокалипсис сегодня мартина шина

14. Брандо отлынивал от съемок

Контракт Брандо предусматривал, что его гонорар составит $3 млн. за 4 недели работы только по будням, а рабочий день будет заканчиваться не позднее 17:30. В течение первых 4-х съемочных дней Брандо даже не появлялся на площадке – вместо этого он приходит в трейлер Копполы, чтобы поговорить на отвлеченные темы и якобы задержать съемки, одновременно все же получив причитающуюся оплату. Когда Копполе наконец удалось перевести разговор на исполнение роли Курца, Брандо отверг все идеи, в том числе, что персонаж должен быть лысым, как в книге. Тем не менее, Брандо пообещал «переспать» с этими мыслями и на следующий день все-таки появился на съемках, причем, побритый налысо. Также он сказал Копполе, что наконец-то прочитал «Сердце тьмы» и решил, что будет играть Курца так, как тот описан в книге.

15. Герой Денниса Хоппера был импровизацией

Изначально предполагалось, что Хоппер сыграет капитана Колби (в итоге эту роль исполнил Скотт Гленн), который был предшественником Уилларда, но, вместо того чтобы убить Курца, стал его верным последователем. Уже во время съемок Коппола понял, что Хоппер не подходит для этой роли. Режиссер создал для него другого персонажа, полусумасшедшего фотожурналиста с весьма колоритным внешним видом. Вдохновением для него стал герой книги Конрада по прозвищу «Русский». Почти все реплики Хоппера, включая цитаты Т.С. Элиота, были сымпровизированы.

16. Концовку Коппола тоже придумал на ходу

В оригинальной концовке в сценарии Милиуса была грандиозная битва, когда силы Северного Вьетнама атаковали Курца и его последователей. Коппола отверг ее, так как посчитал, что она не вписывается в то, каким получался фильм. Вместо этого он воспользовался советом своего друга из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэнниса Джейкоба и актера Денниса Хоппера, которые предложили более мифический вариант финала, с идеями смерти и перерождения. Коппола использовал легенду о Короле-Рыбаке из книг «Золотая ветвь» и «От ритуала к роману», а также поэзию Т.С. Элиота, чтобы создать новую концовку, в которой Уиллард убивает Курца и якобы становится новым вождем.

Апокалипсис сегодня мартина шина

17. Коппола не хотел делать титры, но они существуют

Зрителям на первых показах фильма вручался специальный буклет с перечнем всех членов съёмочной группы. Титры в самом фильме были не предусмотрены. И вот почему. Студия все же вынудила Копполу создать титры, чтобы использовать их для дальнейших показов. Коппола создал вариант, в котором текст шел на фоне бомбежки лагеря Курца. Но он почувствовал, что такой анархический посыл шел вразрез с антивоенным настроением фильма, и полностью отверг идею титров. Хотя в некоторых версиях «Апокалипсиса» титры все же есть, в том числе в REDUX.

Перевод Александры Веселовой специально для Иноекино

Апокалипсис сегодня мартина шина

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now
США. 1979

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В главных ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дюваль, Лоуренс Фишбёрн, Харрисон Форд
Сценарий: Фрэнсис Форд Коппола, Джон Милиус, Майкл Герр — по мотивам романа Джозефа Конрада
Жанр: драма, военный
Хронометраж: 202 минуты
18+

Апокалипсис сегодня мартина шина

Апокалипсис сегодня мартина шина

Апокалипсис сегодня мартина шина

История фильма берет свое начало в 1969 году, когда Джон Милиус написал сценарий по мотивам книги Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Изначально проект планировался как картина Джорджа Лукаса. Идея заключалась в том, чтобы проводить съёмки прямо во Вьетнаме. Сценарист хотел создать киноленту в партизанской манере. Однако какая студия пойдет на такой риск, когда коммерческий успех проекта был под большим сомнением? А работа на месте реальных боевых действий – настоящая угроза для съемочной команды? В 1969 ответы на эти вопросы не были найдены.

Лишь спустя пять лет (в 1974 году) Фрэнсис Форд Коппола решает возродить идею «Сердца тьмы». Он связывается с Джоном Милиусом, но получает отказ. Поэтому Коппола решает взять всё в свои руки. Режиссер был настолько воодушевлен сценарием Милиуса, что вкладывает в проект собственные деньги. Это обеспечивает Копполе полный контроль над съёмочным процессом и даёт ему полную свободу действий

По первоначальным планам работа в филиппинских джунглях не должна была занять более четырнадцати недель. Тем не менее, здесь съемочная команда сильно ошибалась. Как и задумывалось, в марте 1976 года Коппола начал снимать «Апокалипсис сегодня». Однако съемки официально закончились лишь в августе 1977 года.

Апокалипсис сегодня мартина шина

С одной из первых проблем в производстве фильма режиссёр столкнулся в мае 1976 года. Тогда на место съёмок обрушился сильный тайфун «Ольга». Непредсказуемые погодные условия нанесли многочисленные повреждения по всей съемочной площадке. Тайфун затопил большинство декораций, а также разрушил палатки с реквизитом и оборудованием. Всё это заставило временно остановить cъёмочный процесс. Спустя время, которое Коппола провёл в Сан-Франциско, разрабатывая дальнейший план съемок, к работе на Филиппины вернулись далеко не все. Многие просто не верили, что фильм получится доснять до конца. Даже главный актёр Мартин Шин сперва не был готов вернуться к съёмкам. Впрочем, это было всего лишь начало.

Начнём с того, что Мартин Шин был далеко не первым кандидатом на роль капитана Бенджамина Л. Уилларда. Актёр присоединился к съемкам в джунглях лишь спустя две недели после их начала. Дело в том, что изначально исполнителем главной роли был Харви Кейтель. Однако Коппола оказался недоволен его работой и решил расторгнуть контракт. Именно тогда режиссер вернулся в Калифорнию и нашел Мартина Шина. Тем не менее, он был далеко не первым вариантом. Перед съемками от проекта отказались Стив Маккуин, Джек Николсон, Джеймс Каан, Томми Ли Джонс и Аль Пачино.

Мартин Шин приступил к работе над картиной в разгар личной алкогольной зависимости, которая в дальнейшем повлияла на съёмочный процесс. Уже до этого производственный комплекс «Апокалипсиса сегодня» был полон алкоголя, наркотиков, сумасшедших вечеринок и болезней.

В один из съемочных дней Шин приехал на работу абсолютно пьяным, тогда было решено снять эпизод из номера в отеле. Вступительная сцена оказалась полной импровизацией под влиянием алкоголя. Команда опасалась, что актер может не только повредить аппаратуру, но и попросту кинуться на людей будучи в нетрезвом состоянии. Однако происходящее в кадре безумие не останавливало ни режиссера, ни исполнителя. Съемка не останавливалась даже тогда, когда Мартин Шин вышел из-под контроля и ранил себя, разбив кулаком зеркало.

Апокалипсис сегодня мартина шина

Филиппины стали для съемочной команды настоящим Адом на Земле. Изнуряющая жара не давала спокойно работать, а экзотические условия островов выматывали актёров. Однако именно среди бескрайних и диких лесов этой страны Фрэнсис Форд Коппола нашёл поддержку и помощь от правительства.

Стоит заметить, что изначально фильм должен был сниматься при поддержке Пентагона: теоретически режиссёр мог бы снять фильм возле американской базы с возможностью использования военного оборудования. Но антивоенное видение Копполы шло вразрез с официальной позицией государства. Поэтому, отказавшись от вмешательства в проект чужих продюсеров, Коппола принял решение снять «Апокалипсис сегодня» на территории Филиппин.

В пользу этой страны было несколько факторов: схожая с Вьетнамом природа и климат, дешевая рабочая сила, а также согласие на использование вертолетов – всё это сыграло в пользу Филиппин. Более того, местный диктатор дал разрешение на аренду военного оборудования вместе с пилотами. Всё это казалось идеальной сделкой, однако ситуация начала постепенно усложняться.

В стране в это время велась гражданская война, что достаточно сильно мешало кинопроизводству. Дело в том, что правительство нередко изымало вертолеты у Копполы. Случалось даже так, что полностью готовую для съемки сцену прерывали на неопределенный момент, пока оборудование снова не вернут на площадку. Кроме того, пилоты постоянно менялись. Поэтому перед новым съёмочным днем создателям фильма приходилось объяснять концепцию эпизода заново.

В итоге это вызвало множество проблем и недочетов в кадре. Так, например, из двадцати вертолетов лишь четверть из них попадала в кадр на нужном моменте. Остальные просто пролетали мимо. Однако, несмотря ни на что, легендарный эпизод «Полет Валькирии» вошел в историю кино как самый масштабный в кинематографе и в фильмографии Фрэнсиса Форд Копполы. Сцену удалось снять при помощи 4,5 тыс. литров бензина и небольшого леса, который сожгли примерно за 90 секунд.

Апокалипсис сегодня мартина шина

Съёмочный процесс неоднократно прерывался, что сильно сказывалось на всей съемочной команде. В утомляющем ожидании между работой Коппола постепенно впадал в депрессию и чувствовал, что сходит с ума. Остальные же (во главе с Деннисом Хоппером) употребляли наркотические вещества и не ограничивали себя в вечеринках.

Хоппер стоял среди всего этого хаоса. Это был человек, живший на ежедневной диете из рома, пива и кокаина. Постоянные тусовки в отеле сказались на работе актёра. Так, вместо роли военного, примкнувшего к Курцу, Хоппер стал играть хиппи-фотографа. Находившись под постоянным воздействием наркотиков, он не был способен запоминать и отыгрывать сложные сцены.

Тем не менее, одним из самых непредвиденных и затяжных перерывов в работе над фильмом стал момент, когда на съемочную площадку прибыл Марлон Брандо. Будучи одной из самых главных звёзд Голливуда, актёр потребовал огромный гонорар за запланированную неделю съемок. Коппола согласился и заплатил $3 миллиона, также пообещав процент со сборов.

Апокалипсис сегодня мартина шина

Забавно, что на площадку Брандо приехал в совершенно неподобающем виде. Он совсем не подходил на роль бледного и исхудавшего психопата Курца. Актёр нередко был пьян и прибавил в весе настолько, что ничего из подготовленного гардероба уже не подходило ему по размеру. Помимо этого, Марлон начал вносить свои правки в сценарий, который совсем ему не понравился. Он специально не учил реплики, порой игнорировал окружающих, а однажды и вовсе пришел на площадку.

Таким образом, съёмки затянулись на три недели, которые ушли на споры Копполы и Брандо. Производство задерживалось, а бюджет всё больше выходил за пределы финансовых возможностей. Видение персонажа у актёра и режиссера оказалось совершенно разным. К тому же, Марлон Брандо не хотел показывать в кадре свой лишний вес, что значительно усложняло ситуацию.

Решение проблемы было найдено благодаря оператору фильма Витторио Стораро. Он предложил изобразить Курца не тощим убийцей, а огромным таинственным гигантом, главенствующим в храме среди многочисленных трупов и туземцев. Для общих планов было решено нанять высокого дублера. Так конфликт был исчерпан, и сцены с Курцем отсняли уже через две недели. Сценарий, однако, так и остался для Брандо неизвестным, все сцены были им сымпровизированы, что даже больше понравилось Копполе.

Источник