Акустический тахометр для лодочного мотора

Электронный акустический тахометр для подвесного мотора

Предлагаемый электронный тахометр не имеет механической связи с двигателем и позволяет замерять его обороты с берега на расстоянии до 1 км, что особенно важно при проведении спортивных соревнований.

Прибор был изготовлен в лаборатории КЭБ Ульяновского моторного завода и успешно испытан на зональных, республиканских и всесоюзных водно-моторных соревнованиях. Точность его показаний зависит в основном от точности градуировки шкалы, отклонения не превышают ±5%. Диапазон измерений составляет 7800÷15000 об/мин и может быть расширен в любую сторону.

Задачу измерения числа оборотов двигателя конструкторы свели к замеру частоты звука выхлопа работающего мотора. Любой работающий двигатель является источником звуков определенной частоты, зависящей от оборотов двигателя, числа цилиндров и тактности. Для одноцилиндрового двухтактного двигателя, у которого рабочий цикл, как известно, совершается за один оборот коленчатого вала, частота звука выхлопа будет равна:

Акустический тахометр для лодочного мотора

Для двухцилиндрового двухтактного соответственно:

Акустический тахометр для лодочного мотора

Таким образом, гоночный двухцилиндровый двухтактный мотор, работающий при 12000 об/мин, издает звук с частотой:

Акустический тахометр для лодочного мотора

Если имеются два источника звуковых волн с различными частотами, то в результате сложения их частот получаются периодические изменения силы звука, так называемые биения. Чем ближе друг к другу частоты источников звука, тем меньше частота биений.

В нашем случае одним источником звуковой частоты является двигатель, а другим — акустический тахометр. Частота звука тахометра может плавно изменяться в широком диапазоне. Шкала прибора проградуирована в об/мин для двухцилиндрового двухтактного двигателя.

Практически измерение оборотов работающего на установившемся режиме двигателя осуществляется следующим образом. Вращая лимб тахометра, одновременно прослушивают звук двигателя и прибора. Услышав явно выраженный разностный тон (биение), плавным вращением лимба добиваются уменьшения частоты биений до нуля, т. е. практически до их исчезновения. Это положение лимба прибора и соответствует равенству звуковых частот двигателя и тахометра. Значение числа оборотов двигателя считывается со шкалы прибора.

Акустический тахометр в принципе представляет собой звуковой генератор с плавно изменяющейся частотой. В данном случае выбрана схема мультивибратора на транзисторах.

Задающим генератором тахометра является симметричный мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2. Изменение частоты достигается с помощью переменного резистора R5. Усилительный каскад собран на транзисторе Т3. В коллекторную цепь Т3 включен микротелефонный капсюль Т, являющийся излучателем звука. Питание прибора осуществляется от одной батареи типа КБС. Потребляемый ток не превышает 25 ма.

Прибор помещен в металлическую коробку размером не больше портативного радиоприемника. Монтаж схемы выполнен печатным способом на плате из фольгированного гетинакса. Печатная плата, резистор R5, капсюль Т и батарея питания размещены внутри прибора. Снаружи на оси переменного резистора жестко закреплен лимб прибора со шкалой.

Градуируется шкала с помощью измерителя частоты, подключенного параллельно капсюлю Т, или же с помощью генератора звуковой частоты с подключенным на его выходе громкоговорителем. В первом случае каждому углу поворота шкалы прибора будет соответствовать определенное показание частотомера, которое нужно перевести в об/мин и нанести это значение на шкалу.

Конструкторы разработали тахометры для замера числа оборотов двигателя подвесного мотора «Ветерок» в спортивном исполнении и гоночных моторов «ГЛМ-1» и «ГЛМ-2». В табл. приведены данные приборов для замера оборотов любого двухцилиндрового двухтактного подвесного мотора.

Полезное приложение — акустический тахометр для смартфона

#1 Мефодьич

  • Акустический тахометр для лодочного мотора

  • Основной экипаж
  • Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

  • 649 сообщений
    • Из: Нижний Новгород
    • Судно: inflatable
    • Название: Сплав

    Недавно мне понадобилось измерить частоту вращения КВ двигателей на Стрекозе Лайт 480. Поскольку никаких специализированных тахометров под рукой не оказалось, пришлось во второй раз обратиться к приложению для смартфона. Первый опыт, осуществленный лет несколько тому назад, оказался неудачным. Но и приложение, проверенное тогда, не было именно тахометром, а было измерителем частоты акустических колебаний. В общем, тогда не прошло.

    В этот раз установил бесплатное приложение Acoustic Tachometer (RPM)

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Результат применения оказался вполне правдоподобным. Измерял, в основном, максимальную частоту вращения двигателя нагнетателя и маршевого двигателя. Оба двигателя китайские четырехтактники воздушного охлаждения, одноцилиндровый и двухцилиндровый, соответственно.

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Потребовалась настройка программы (выставление параметров), с подбором результата на «похожесть». Измерения показывали стабильные результаты на выставленных оборотах, отображаемые показания периодически менялись в пределах примерно заявленной погрешности измерений (+ — 40 об/мин), резких скачков не было https://youtu.be/yDHMjnhZwGc?t=385

    Замеры проходили достаточно дистанционно, причем на разном расстоянии от двигателей и при разном взаимном положении двигателей и смартфона. Проведение измерений очень простое и не требует каких-либо дополнительных телодвижений (типа наклеивания светоотражающих меток, установки датчиков и прочих шаманских плясок), нет привязки к месту расположения датчиков, меток, приборов и т.д., а результаты замеров наглядны и их легко тут же сохранить прямо в телефон. Покупать и таскать с собой лишние приборы не требуется, смартфон всегда под рукой.

    В общем, приложение оказалось просто бесценной находкой для проведения таких замеров!

    Однако, поскольку сверять показания было абсолютно не с чем, кроме как с представлением о том, какой примерно должен получиться результат, абсолютной уверенности, все же, пока нет. И если у кого то есть возможность сверить результат измерения в данном приложении с показаниями, одновременно измеряемыми специализированными приборами, очень интересно было бы увидеть здесь результаты таких сравнений.

    Тахометры для ПЛМ (Просматривает: 1)

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Seysanych

    Уважаемые участники форума,
    Посоветуйте, пожалуйста, тахометр+счетчик моточасов на Тохатсу 3,5лс 2Т.
    Важное пожелание — из имеющихся в магазинах (если нужно конкретизировать регион — то московских).
    На али и ибей ссылок тысячи, но связываться с пересылкой в нынешних условиях не хочу и не буду. Даже если придется немного переплатить продаванам, привезшим это из чайны «до».
    Спасибо большое!!

    PS: правильно ли я понимаю, что из предлагаемых топикстартером моделей мне подойдет ТС-012М ?

    Валерий Фиш

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Костян 65

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    solo.r

    Aleksab

    Aleksab

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Костян 65

    Aleksab

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    solo.r

    Incognito.MSK

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    asfotopro

    Может пригодится инструкция к тахометру ТС-011

    Выносной бесконтактный индуктивный цифровой тахометр со встроенной функцией счетчика моточасов и отсчета времени до сервисного обслуживания

    Важно! Перед установкой режимов работы прибора двигатель, на котором он установлен должен быть выключен.

    1. Для выбора режима работы тахометра нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S1. На экране дисплея будут последовательно высвечиваться значения: 01, 02, 03, 04.

    — значение 01 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 1 такт работы двигателя, т.е. 2 раза за 1оборот маховика двигателя (большинство двухтактных двухцилиндровых лодочных моторов с одно канальной системой зажигания; под капотом установлена одна двухискровая катушка зажигания с двумя высоковольтными выводами по одному на каждую свечу зажигания);

    — значение 02 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 2 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 1оборот маховика двигателя (классический двухтактный двигатель; под капотом мотора установлены одна или две раздельные катушки зажигания, каждая на свою свечу зажигания);

    — значение 03 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 4 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 2оборота маховика двигателя (классический четырехтактный двигатель с распределителем зажигания).

    — значение 04 отключает функцию тахометра, на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов.

    После выбора режима работы кнопкой S1 экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек., после чего перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    2. Для установки времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2. При этом с правой стороны дисплея появится надпись «SERVICE». После появления надписи нажмите и удерживайте кнопку S1 до появления в одном из сегментов дисплея необходимой цифры, обозначающей 1/10, единицы, десятки, сотни, тысячи часов до сервисного обслуживания. Переключение от одного сегмента дисплея к другому производится нажатием кнопки S2 на 1 сек. После установки желаемого времени до сервисного обслуживания не производите ни каких действий и прибор через 14-16 сек. перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    3. Для активации режима отсчета времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их в течение 4 сек. При этом на экране дисплея высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и прибор автоматически перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    4. После выработки двигателем времени до установленного сервисного обслуживания на экране дисплея появиться надпись «SERVICE».

    5. Для просмотра текущего времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение4 сек. кнопку S2.

    6. После появления на экране дисплея надписи «SERVICE» для ее сброса одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2. По умолчанию следующий интервал времени до сервисного обслуживания будет равен ранее запрограммированному.

    7. Для отключения функции тахометра и отображения на экране дисплея только счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на дисплее не высветится значение 04. Повторно нажмите кнопку S1 и через 8-10 сек. экран дисплея вернется к отображению счетчика моточасов. При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, причем сегменты дисплея будут мигать, напоминая, что режим тахометра отключен.

    8. Для обнуления счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05, затем повторно нажмите и удерживайте в течение 8 сек. кнопкуS1.

    9. Для обнуления счетчика моточасов и интервала времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2.

    10.Для отключения свечения дисплея с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора нажмите

    и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05 и отпустите кнопку. Дождитесь, пока на экране появятся показания 0.0, затем одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор, пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9, после чего прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста самодиагностики на экране дисплея высветится значение 0.0 и через 2 сек. экран дисплея отключится. Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку.

    Тахометры для ПЛМ (Просматривает: 1)

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Seysanych

    Уважаемые участники форума,
    Посоветуйте, пожалуйста, тахометр+счетчик моточасов на Тохатсу 3,5лс 2Т.
    Важное пожелание — из имеющихся в магазинах (если нужно конкретизировать регион — то московских).
    На али и ибей ссылок тысячи, но связываться с пересылкой в нынешних условиях не хочу и не буду. Даже если придется немного переплатить продаванам, привезшим это из чайны «до».
    Спасибо большое!!

    PS: правильно ли я понимаю, что из предлагаемых топикстартером моделей мне подойдет ТС-012М ?

    Валерий Фиш

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Костян 65

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    solo.r

    Aleksab

    Aleksab

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Костян 65

    Aleksab

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    solo.r

    Incognito.MSK

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    Акустический тахометр для лодочного мотора

    asfotopro

    Может пригодится инструкция к тахометру ТС-011

    Выносной бесконтактный индуктивный цифровой тахометр со встроенной функцией счетчика моточасов и отсчета времени до сервисного обслуживания

    Важно! Перед установкой режимов работы прибора двигатель, на котором он установлен должен быть выключен.

    1. Для выбора режима работы тахометра нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S1. На экране дисплея будут последовательно высвечиваться значения: 01, 02, 03, 04.

    — значение 01 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 1 такт работы двигателя, т.е. 2 раза за 1оборот маховика двигателя (большинство двухтактных двухцилиндровых лодочных моторов с одно канальной системой зажигания; под капотом установлена одна двухискровая катушка зажигания с двумя высоковольтными выводами по одному на каждую свечу зажигания);

    — значение 02 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 2 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 1оборот маховика двигателя (классический двухтактный двигатель; под капотом мотора установлены одна или две раздельные катушки зажигания, каждая на свою свечу зажигания);

    — значение 03 переводит прибор в режим для работы с двигателями в которых импульс искрообразования подается на свечу зажигания 1 раз за 4 такта работы двигателя т.е. 1 раз за 2оборота маховика двигателя (классический четырехтактный двигатель с распределителем зажигания).

    — значение 04 отключает функцию тахометра, на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов.

    После выбора режима работы кнопкой S1 экран дисплея будет мигать в течение 8-10 сек., после чего перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    2. Для установки времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение 4 сек. кнопку S2. При этом с правой стороны дисплея появится надпись «SERVICE». После появления надписи нажмите и удерживайте кнопку S1 до появления в одном из сегментов дисплея необходимой цифры, обозначающей 1/10, единицы, десятки, сотни, тысячи часов до сервисного обслуживания. Переключение от одного сегмента дисплея к другому производится нажатием кнопки S2 на 1 сек. После установки желаемого времени до сервисного обслуживания не производите ни каких действий и прибор через 14-16 сек. перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    3. Для активации режима отсчета времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите кнопки 1 и 2 и удерживайте их в течение 4 сек. При этом на экране дисплея высветятся два сегмента с изменяющимися от 00 до 09 значениями и прибор автоматически перейдет в режим отображения счетчика моточасов.

    4. После выработки двигателем времени до установленного сервисного обслуживания на экране дисплея появиться надпись «SERVICE».

    5. Для просмотра текущего времени до сервисного обслуживания нажмите и удерживайте в течение4 сек. кнопку S2.

    6. После появления на экране дисплея надписи «SERVICE» для ее сброса одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2. По умолчанию следующий интервал времени до сервисного обслуживания будет равен ранее запрограммированному.

    7. Для отключения функции тахометра и отображения на экране дисплея только счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на дисплее не высветится значение 04. Повторно нажмите кнопку S1 и через 8-10 сек. экран дисплея вернется к отображению счетчика моточасов. При работающем двигателе на экране дисплея будет отображаться только счетчик моточасов, причем сегменты дисплея будут мигать, напоминая, что режим тахометра отключен.

    8. Для обнуления счетчика моточасов нажмите и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05, затем повторно нажмите и удерживайте в течение 8 сек. кнопкуS1.

    9. Для обнуления счетчика моточасов и интервала времени до сервисного обслуживания одновременно нажмите и удерживайте в течение 20 сек. кнопки S1 и S2.

    10.Для отключения свечения дисплея с целью экономии ресурса элемента питания при длительных перерывах в использовании прибора нажмите

    и удерживайте кнопку S1 до тех пор, пока на экране дисплея не высветится значение 05 и отпустите кнопку. Дождитесь, пока на экране появятся показания 0.0, затем одновременно нажмите и удерживайте кнопки S1 и S2 до тех пор, пока на дисплее прибора не сменятся показания от 0.0 до 0.9, после чего прибор перейдет в режим самодиагностики. После теста самодиагностики на экране дисплея высветится значение 0.0 и через 2 сек. экран дисплея отключится. Для активации прибора кратковременно нажмите любую кнопку.

    Источник