421 мотор моменты затяжки
Двигатель УМЗ–421. Руководство — часть 21
без значительных усилий. В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна
быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 2.22а;
— закрепить привод;
— проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного вала и привода;
— смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен
и держателем манжеты клеем-герметиком «Эластосил 137-83» или «Автогермесил» ТУ 6-15-1822-
95 или «Гермесил» ТУ 6-15-1652-90;
— установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;
— установит масляный картер с прокладками на шпильки блока цилиндров закрепить его
гайками с шайбами, равномерно затягивая гайки;
— установить прокладку и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления;
— очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений,
проверить и продуть сжатым воздухом;
— если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,25 мм, то герметичность не может
быть восстановлена. В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми (см. раздел 4.5.11
«Восстановление герметичности клапанов и замена втулок клапанов»). После шлифовки седел и
притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не
осталось абразивной пыли. Стержни клапанов следует покрыть тонким слоем коллоидного
графита, разведенного в масле, применяемом на двигателе, или смазать маслом.
Далее следует:
— на направляющие втулки клапанов напрессовать маслоотражательные колпачки, вставить
клапаны во втулки согласно сделанным меткам и собрать их с пружинами. Убедиться, что сухари
вошли в кольцевую канавку клапанов;
— натереть графитным порошком с обеих сторон прокладку головки цилиндров и надеть ее
на шпильки. Установить головку и закрепить ее гайками с шайбами. Затянуть гайки
динамометрическим ключом моментом силы 8,8-9,3 даН
•м (9,0-9,4 кгс•м), соблюдая порядок (см.
— прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в коромыслах, в оси
коромысел и регулировочных винтах, в четвертой основной стойке оси коромысел и масляные
каналы в головке цилиндров. Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой
посадки во время работы втулка может сместиться и перекрыть отверстие смазки штанги
толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить;
— произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его
втулку маслом для двигателя;
— вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и отверстия в блоке
предварительно смазать моторным маслом;
— вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия головки цилиндров;
— установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками с шайбами.
Регулировочные болты своей сферической частью должны ложиться на сферу верхнего
наконечника штанги;
— установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками коромысел (рис.2.19).
Зазор между коромыслами и первым и восьмым клапанами 0,35-0,40 мм, зазор между остальными
коромыслами и клапанами 0,40-0,45 мм. Регулировку производить, как указано в разделе 2.3.8
«Обслуживание газораспределительного механизма»;
— поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их болтами с шайбами;
— поставить детали и агрегаты, названные в подразделе 4.3 «Разборка двигателя»,
421 мотор моменты затяжки
Двигатель УМЗ–421. Руководство — часть 4
Унифицированный картер сцепления 420.1601015-01 с августа 2000 года устанавливается
на все модификации двигателей, выпускаемых ОАО “Волжские моторы” для автомобилей УАЗ.
Производство картера сцепления 417.1601015 прекращено.
2.1.4 Обслуживание корпусных деталей
Корпусные детали двигателя – блок и головка цилиндров – не требуют обслуживания, за
исключением очистки от пыли и грязи и подтяжки резьбовых соединений.
С течением времени прокладка
головки цилиндров обминается, поэтому
возможно
крепления головки и, вследствие этого,
прогорание прокладки или прорыв газов в
систему охлаждения. Поэтому после первых
1000км (по окончании обкатки двигателя),
после каждого снятия головки цилиндров и
через каждые 20 тыс. км пробега
автомобиля
крепления головки цилиндров затягиваются
в определенном порядке от середины
головки к торцам (см. рисунок 2.9).
Затяжку и проверку затяжки следует
делать на холодном двигателе. Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после
остывания затяжка гаек окажется не полной вследствие большой разницы в коэффициентах
линейного расширения материала головки и шпилек. Для равномерного и плотного прилегания
головки к блоку затяжку рекомендуется делать в два приема:
Порядок подтяжки гаек головки блока
— предварительно с малым моментом силы 5,5-6,0 даН
— окончательную затяжку гаек крепления головки производить моментом силы 8,8-9,3
Предупреждение. Следует иметь в виду, что затяжка гаек вызывает изменение зазоров в
газораспределительном механизме. Поэтому после каждой такой операции необходимо
проверять величину зазоров между коромыслами и стержнями клапанов. При необходимости
зазоры надо отрегулировать (см. подраздел 2.3.8).
Моменты затяжки уаз 421 двигатель
Моменты затяжки уаз 421 двигатель
без значительных усилий. В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна
быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 2.22а;
— закрепить привод;
— проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного вала и привода;
— смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен
и держателем манжеты клеем-герметиком «Эластосил 137-83» или «Автогермесил» ТУ 6-15-1822-
95 или «Гермесил» ТУ 6-15-1652-90;
— установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;
— установит масляный картер с прокладками на шпильки блока цилиндров закрепить его
гайками с шайбами, равномерно затягивая гайки;
— установить прокладку и привернуть болтами нижнюю часть картера сцепления;
— очистить камеры сгорания и газовые каналы головки цилиндров от нагара и отложений,
проверить и продуть сжатым воздухом;
— если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,25 мм, то герметичность не может
быть восстановлена. В этом случае клапан и втулку следует заменить новыми (см. раздел 4.5.11
«Восстановление герметичности клапанов и замена втулок клапанов»). После шлифовки седел и
притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не
осталось абразивной пыли. Стержни клапанов следует покрыть тонким слоем коллоидного
графита, разведенного в масле, применяемом на двигателе, или смазать маслом.
Далее следует:
— на направляющие втулки клапанов напрессовать маслоотражательные колпачки, вставить
клапаны во втулки согласно сделанным меткам и собрать их с пружинами. Убедиться, что сухари
вошли в кольцевую канавку клапанов;
— натереть графитным порошком с обеих сторон прокладку головки цилиндров и надеть ее
на шпильки. Установить головку и закрепить ее гайками с шайбами. Затянуть гайки
динамометрическим ключом моментом силы 8,8-9,3 даН
•м (9,0-9,4 кгс•м), соблюдая порядок (см.
— прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в коромыслах, в оси
коромысел и регулировочных винтах, в четвертой основной стойке оси коромысел и масляные
каналы в головке цилиндров. Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой
посадки во время работы втулка может сместиться и перекрыть отверстие смазки штанги
толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить;
— произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его
втулку маслом для двигателя;
— вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и отверстия в блоке
предварительно смазать моторным маслом;
— вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия головки цилиндров;
— установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками с шайбами.
Регулировочные болты своей сферической частью должны ложиться на сферу верхнего
наконечника штанги;
— установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками коромысел (рис.2.19).
Зазор между коромыслами и первым и восьмым клапанами 0,35-0,40 мм, зазор между остальными
коромыслами и клапанами 0,40-0,45 мм. Регулировку производить, как указано в разделе 2.3.8
«Обслуживание газораспределительного механизма»;
— поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их болтами с шайбами;
— поставить детали и агрегаты, названные в подразделе 4.3 «Разборка двигателя»,
Моменты затяжки уаз 421 двигатель
Маховик отлит из серого чугуна. Он крепится к фланцу на заднем конце коленчатого вала
семью болтами М10х1,5 через специальную термообработанную шайбу диаметром 80 мм
Самоблокировка болтов происходит за счет повышенного усилия трения головки болта, имеющей
обратный конус на торце, прилигающей к обработанной шайбе. Момент силы затяжек гаек болтов
7,9-8,8 даН
•м (8-9 кгс•м). На маховик напрессован зубчатый обод для пуска двигателя стартером.
Перед сборкой с коленчатым валом маховик статически балансируют (табл. 2.12).
Таблица 2.12. Дисбаланс вращающихся деталей, допустимый при сборке двигателя
Способ устранения дисбаланса
Коленчатый вал
в сборе с проб-
ками
направлении из противовесов на 1,4,5 и 8-й щеках
сверлом диаметром 8 мм на глубину до 45 мм
Высверливанием металла со стороны крепления
сцепления на радиусе 158 мм сверлом диаметром
12 мм на глубину не более 14 мм
Коленчатый вал,
маховик и сцеп-
ление в сборе
Высверливанием металла из маховика со стороны
сцепления на радиусе 163 мм сверлом диаметром
12 мм; расстояние между центрами отверстий не
менее 14 мм
Нажимной диск
сцепления с
кожухом в сборе
Установкой и приклепыванием балансировочных
грузиков в отверстия фланца кожуха сцепления,
Допускается сверление во фланце кожуха
отверстий диаметром 9 мм, расположенных на
диаметре 273 мм между отверстиями под
балансировочные грузики
Шкив-демпфер
коленчатого вала
со ступицей в
сборе
Высверливанием металла из заднего торца шкива
на радиусе 74 мм сверлом диаметром 11 мм на
глубину не более 15 мм
Посадка маховика на хвостовик коленчатого вала осуществляется с гарантированным
зазором. Посадочное гнездо в маховике имеет диаметр 80,02
Для крепления сцепления в сборе на маховике имеется 12 отверстий с резьбой М8, шесть из
которых расположены на диаметре 273 мм и служат для установки диафрагменного сцепления, а
другие шесть – для крепления пружинно-рычажного сцепления – на диаметре 290 мм.На фланце
кожуха сцепления и маховика выбита метка «0». При сборке обе метки должны быть совмещены,
чтобы не нарушить балансировку коленчатого вала.
Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала состоят из тонкостенных
Все коренные вкладыши имеют кольцевую канавку для непрерывного питания маслом
шатунных шеек коленчатого вала. Посередине коренных вкладышей имеется отверстие, через
Моменты затяжки уаз 421 двигатель
2.1 КОРПУСНЫЕ ДЕТАЛИ ДВИГАТЕЛЯ
Основное конструктивное отличие двигателей рабочим объемом 2,89 л состоит в том, что
они имеют алюминиевый блок с залитыми тонкостенными гильзами из специального
износостойкого чугуна (ИЧГ-33М). Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей
жидкости.
Гильза представляет собой тонкостенную отливку, изготовленную методом
На верхней плоскости блока расположены десять резьбовых отверстий для шпилек
крепления головки цилиндров. Нижняя часть блока разделена на четыре отсека поперечными
перегородками, в гнезда которых установлены крышки коренных подшипников коленчатого вала
и крышка манжеты коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого
чугуна марки КЧ35-10; каждая крышка крепиться к блоку двумя шпильками диаметром 14 мм. В
первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб упорного подшипника.
Крышки подшипников растачиваются совместно в сборе с блоком, и поэтому при ремонте их надо
устанавливать на свои места. Для этого на второй и третьей крышке выбиты их порядковые
номера (соответственно цифрами «2» и «3»). Остальные крышки отличаются друг от друга
конструктивно, в связи с чем маркировка на них не наносится. Гайки шпилек крепления крышек
затягиваются с моментом 12,2. 13,3 даН
•м (12,5. 13,6 кгс•м). Посадочный размер гнезд под
установку крышек в блоке равен 115
после расточки под установку коренных вкладышей равен 68,5
Крышка сальника коленчатого вала отлита из алюминиевого сплава и крепиться к нижней
части блока двумя шпильками диаметром 8 мм. Крышка манжеты обрабатывается совместно с
блоком для установки резиновой манжеты уплотнения заднего конца коленчатого вала. К
переднему торцу блока на паронитовой прокладке крепиться отлитая из алюминиевого сплава
крышка распределительных шестерен с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого
вала.
В блоке с помощью расточки выполнены пять отверстий под установку
распределительного вала (по числу опор вала). Вал монтируется в блок без промежуточных стале-
баббитовых втулок. Номинальные размеры отверстий и допуски на них даны в таблице 2.1.
Моменты затяжки уаз 421 двигатель
После разборки двигателя детали тщательно обезжиpьте, очистите от нагара и смолистых
Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите
механическим или химическим способом.
Химический способ удаления нагара заключается в выдеpживании деталей в ванне с
Пpи сбоpке двигателя соблюдайте следующее:
— пpотpите и пpодуйте детали сжатым воздухом, а все тpущиеся повеpхности смажьте
— резьбовые детали (шпильки, пpобки, штуцеpы), если они вывеpтывались или были
заменены в пpоцессе pемонта, а также резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость
масляной магистрали и в полость системы охлаждения, смажьте анаэробным герметиком
«Унигрем-6» или «Унигрем-9».Можно применить сурик или белила, разведенные на натуральной
олифе.
— неподвижные уплотнения, особенно стыки деталей (нижние плоскости блока цилиндров и
крышки распределительных шестерен) смазать клеем-герметиком «Эластосил 137-83» или пастой
УН-25.
Болты и гайки затягивайте динамометpическим ключом.
К повторной установке на двигатель не допускаются:
— шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении;
— пружинные шайбы, потерявшие упругость;
— поврежденные прокладки;
— детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;
— болты и шпильки с вытянутой резьбой;
— болты и гайки с изношенными гранями.
Сборку двигателя производить в следующем порядке:
— очистить все привалочные поверхности блока от порванных при разборке прокладок;
— закрепить блок цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный
поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной
поверхностью цилиндра;
— вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом,
завернуть пробки на место.
Если требуется замена картера сцепления или он устанавливается на блок после ремонта,
необходимо из блока предварительно удалить два установочных штифта, затем картер закрепить
на блоке болтами. В блок на крайних вкладышах устанавливают коленчатый вал, к фланцу
которого крепится стойка индикатора. Вращая коленчатый вал, проверяют биение отверстия или
центрирующего бурта коробки передач, а также перпендикулярность заднего торца картера
Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741
Основные детали двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206
Блок цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218
Основное конструктивное отличие двигателей УМЗ-421, УМЗ-4218 рабочим объемом 2,89 л для автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206 состоит в том, что они имеют алюминиевый блок с залитыми тонкостенными гильзами из специального износостойкого чугуна. Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей жидкости.
На верхней плоскости блока цилиндров двигателя УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206) расположены десять резьбовых отверстий для шпилек крепления головки блока цилиндров. Нижняя часть блока разделена на четыре отсека поперечными перегородками, в гнезда которых установлены крышки коренных подшипников коленчатого вала и крышка манжеты коленчатого вала.
Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна; каждая крышка крепится к блоку цилиндров двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 двумя шпильками диаметром 14 мм. В первой крышке торцы обработаны совместно с блоком для установки шайб упорного подшипника.
Крышки подшипников растачиваются совместно в сборе с блоком, и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для этого на второй и третьей крышке выбиты их порядковые номера (соответственно цифрами «2» и «3»). Остальные крышки отличаются друг от друга конструктивно, в связи с чем маркировка на них не наносится.
Крышка сальника коленчатого вала отлита из алюминиевого сплава и крепится к нижней части блока цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218 двумя шпильками диаметром 8 мм. Крышка манжеты обрабатывается совместно с блоком для установки резиновой манжеты уплотнения заднего конца коленчатого вала. К переднему торцу блока на паронитовой прокладке крепиться отлитая из алюминиевого сплава крышка распределительных шестерен с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.
В блоке цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218 с помощью расточки выполнены пять отверстий под установку распределительного вала (по числу опор вала). Вал монтируется в блок без промежуточных сталебаббитовых втулок.
К заднему торцу блока цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218 шестью болтами и двумя установочными штифтами крепиться отлитый также из алюминиевого сплава картер сцепления. Верхний левый болт устанавливается на герметик. Задний торец картера сцепления и отверстия в нем диаметром 116+0,035 мм для установки коробки передач обрабатываются в сборе с блоком, и поэтому указанные детали не взаимозаменяемы.
Высота блока (размер между верхней и нижней плоскостями) после механической обработки 271,4±0,12 мм. Неплоскостность верхней плоскости блока не более 0,05 мм, нижней – не более 0,1 мм.
Рис.1. Блок цилиндров двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206
1 и 4 – гнезда под установку заглушек водяной рубашки; 2 –чугунная гильза; 3 –протока для охлаждающей жидкости; 5 и 6 – каналы подвода смазки к опорам распредели-тельного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала; 7 –гнезда под установку резиновой манжеты уплотнения заднего конца коленчатого вала.
Головка блока цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218
Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо головки блока УМЗ-421, УМЗ-4218 (перед сборкой она нагревается до температуры 160-175°С, а седла охлаждаются примерно до минус 40-45°С, при этом седло свободно вставляется в гнездо головки), а также достаточно большому линейному расширению материала седла обеспечивается надежная и прочная посадка седла в гнезде. Дополнительно металл головки вокруг седел обжимается с помощью оправки.
Головка цилиндров крепится к блоку десятью стальными шпильками диаметром 12 мм. Под гайки шпилек поставлены плоские стальные упрочненные шайбы. Между головкой и блоком двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206 устанавливается прокладка (обозначение 421.1003020) из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом. Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.
Для совмещения отверстий подвода масла на блоке цилиндров и прокладке, она должна устанавливаться выступом 4х20 мм на наружном контуре в сторону картера сцепления.
Момент силы затяжки гаек крепления головки должен быть 8,8-9,3 Нм (9,0-9,4 кг/см).
Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече составляет 76-79 см3 для двигателей со степенью сжатия 8,2 и 94-97 см3 для двигателей со степенью сжатия 7,0. Разница между объемами камер сгорания одной головки не должна превышать 2 см3.
Картер сцепления двигателей УМЗ-421, УМЗ-4218
Картер сцепления УМЗ-421, УМЗ-4218 (верхняя часть) отлит из алюминиевого сплава, крепится к заднему торцу блока четырьмя болтами с резьбой М10 и двумя болтами М12. Верхний левый болт устанавливается на герметик. Кроме того, для увеличения жесткости крепления картера к блоку, картер дополнительно крепится к нижнему фланцу блока слева и справа двумя усилителями из чугуна.
Отверстие в картере сцепления УМЗ-421, УМЗ-4218 диаметром 116+0,035 мм для установки коробки перемены передач обрабатывается в сборе с блоком цилиндров. Это необходимо для обеспечения соосности первичного вала коробки передач с коленчатым валом. Для сохранения соосности в случае демонтажа картера сцепления и последующего его крепления к блоку предусмотрены два установочных штифта диаметром 13 мм.
Обслуживание базовых деталей двигателей УМЗ-421 (УАЗ-31512), УМЗ-4218 (УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206)
Детали двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 – блок и головка цилиндров – не требуют обслуживания, за исключением очистки от пыли и грязи и подтяжки резьбовых соединений. С течением времени прокладка головки цилиндров обминается, поэтому возможно ослабление затяжки гаек крепления головки и, вследствие этого, прогорание прокладки или прорыв газов в систему охлаждения.
Рис. 2. Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров УМЗ-421, 4218
Поэтому после первых 1000км (по окончании обкатки двигателя), после каждого снятия головки цилиндров УМЗ-421, УМЗ-4218 и через каждые 20 тыс. км пробега автомобиля необходимо проводить подтяжку головки цилиндров. Гайки крепления головки цилиндров затягиваются в определенном порядке от середины головки к торцам (см. рисунок 2).
Затяжку и проверку затяжки следует делать на холодном двигателе. Если эту операцию выполнить на горячем двигателе, то после остывания затяжка гаек окажется не полной вследствие большой разницы в коэффициентах линейного расширения материала головки и шпилек.
Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку УМЗ-421, УМЗ-4218 затяжку рекомендуется делать в два приема:
— предварительно с малым моментом силы 5,5-6,0 Нм (5,5-6,0 кг/см);
— окончательную затяжку гаек крепления головки производить моментом силы 8,8-9,3 Нм (9,0-9,4 кг/см).
Поршни двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
Юбка поршня УМЗ-421, УМЗ-4218 овальная в поперечном сечении и бочкообразная в продольном сечении. Большая ось овала расположена в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Величина овальности поршня составляет 0,39-0,43 мм.
Диаметр юбки поршня двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 плавно уменьшается и в направлении к днищу и в противоположном направлении: максимальное уменьшение диаметра на кромке фаски под нижней канавкой составляет 0,062-0,102мм. Наибольший диаметр поршня и находиться на расстоянии 57 мм от плоскости днища поршня.
Ось отверстия под поршневой палец УМЗ-421, УМЗ-4218 смещена от средней плоскости на 1,5 мм в правую (по ходу автомобиля) сторону для уменьшения шума от перекладывания поршня при изменении направления движения поршня. Поршни устанавливаются в гильзы с зазором 0,024-0,048 мм.
Для обеспечения требуемого зазора поршни и гильзы УМЗ-421, УМЗ-4218 разделены (по диаметру) на пять групп, обозначенных соответствующей буквой, которая выбивается на днище поршня и наносится на боковую поверхность рубашки охлаждения каждой гильзы, расположенную внутри полостей коробок толкателей.
Для улучшения приработки поверхность поршня УМЗ-421, УМЗ-4218 покрыта слоем олова толщиной 0,001-0,002 мм. Чтобы поршни работали правильно, они должны быть установлены в цилиндры в строго определенном положении. Для этого на одной из поверхностей поршня имеется надпись «ПЕРЕД». В соответствии с этой надписью поршень указанной стороной должен быть обращен к передней части двигателя.
Поршневые кольца двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
На двигатели УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-31512, УАЗ-Хантер, УАЗ-3303, 2206 устанавливаются поршневые кольца отечественного производства с диаметром 100 мм. Верхнее компрессионное кольцо (обозначение 130-1004030) чугунное; наружная цилиндрическая поверхность хромированная, толщина покрытия 140-220 мкм. Внутренняя цилиндрическая поверхность имеет выточку высотой 0,5 мм со стороны верхнего торца.
Нижнее компрессионное кольцо двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 (обозначение 130-1004025) также чугунное, скребкового типа: наружная (рабочая) поверхность коническая, нижний торец имеет выточку под углом 15°, вследствие чего образуется острая кромка (скребок), которая обеспечивает лучшую приработку кольца с зеркалом цилиндра и обладает маслосъемным эффектом. Кольцо имеет покрытие слоем олова толщиной 3-12 мкм.
Маслосъемное кольцо четырех элементное (обозначение комплекта 130-1004035-А). В комплект входят два стальных кольцевых диска, имеющих хромированное покрытие (80-130 мкм) рабочей поверхности, осевой и радиальный расширители.
Шатуны УМЗ-421, УМЗ-4218
Болты крепления крышек и гайки шатунных болтов изготовлены из легированной стали и термически обработаны. Гайки шатунных болтов затягиваются моментом силы 6,6-7,3 Нм (6,8-7,5 кг/см) и стопорятся герметиком.
Крышки шатунов УМЗ-421, УМЗ-4218 обрабатываются в сборе с шатуном, и поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. Для предотвращения возможной ошибки на шатуне и на крышке (на бобышке под болт) выбиты порядковые номера цилиндров. Они должны быть расположены с одной стороны. Кроме того, углубления в крышке и шатуне для фиксирующих выступов вкладышей также должны находиться с одной стороны.
Основные параметры шатуна двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218
В стержне шатуна УМЗ-421, УМЗ-4218 у кривошипной головки имеется отверстие диаметром 1,5 мм, через которое производится смазки зеркала цилиндра. Это отверстие должно быть направлено на правую сторону двигателя, т.е. в сторону, противоположную распределительному валу. При правильной сборке цифры «421.1004045», выштампованные на средней полке стержня шатуна, а также выступ на крышке шатуна должны быть обращены к передней стороне двигателя.
Источник