Содержание (стр. 4 )
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
1. Верхний слой земли, в котором растут растения.
2. Одна из составных частей почвы.
3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
4. Основное свойство почвы.
Кроссворд «Организм человека и охрана здоровья».
1. Что придаёт форму телу, обеспечивает движение тела, защищает от повреждения?
2. Благодаря какому органу наши конечности могут сгибаться и разгибаться?
3. «Живой мотор», приводящий в движение кровь человека?
4. Органы, которые можно сравнивать с огромной рекой, имеющей множество притоков, и в которой движется кровь.
5. Что обеспечивает связь мышц и костей скелета?
Кроссворд «Использование и охрана природы человеком».
1. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве.
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы.
3. Распространённое вещество, встречающееся на земле в трёх состояниях.
4. Верхний слой земли, в котором растут растения.
5. Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее её.
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без света, воды, воздуха.
7. Название учебного предмета, изучаемого в школе.
Классный час « Друзья здоровья»
Действующие лица: Доктор Айболит, Незнайка, Морковь, Девочка, Хлеб, Картошка, Крапива.
Ведущий: Ребята, в гости к нам спешит
Друзей здоровья нам покажет,
Про них расспросит и расскажет.
Как сильным выглядеть, отважным.
Айболит: Корнея Чуковского читали
Айболит: Меня, ребята, вы узнали?
Айболит: Так я тот самый Айболит,
Но к вам приехал не за тем,
Чтоб ставить градусники всем.
Здесь надеюсь все здоровы?
Айболит: Зубы чистите всегда?
Айболит: Знать хочу еще ответ:
Айболит: И Айболит, конечно, рад
Я к вам спешил из дальних стран,
Теперь ведь времена не те.
Наверно, вы читали книжки про витамины?
Кто из вас толково все расскажет
Подарком скромным наградит.
Незнайка: Позвольте, доктор Айболит…
Незнайка я. Мне все известно
Вот лучше дай ты нам совет
Айболит: Постой, постой, дружок Незнайка!
Коль много знаешь – отвечай-ка!
Вот витамин такой есть – А.
Айболит: Дети, дайте мне ответ,
Айболит: Проясним мы обстановку
Морковка: В огороде, в поле, дома,
Морковь: И сладка я, и вкусна,
Айболит: А, ну, ребята, подскажите Незнайке, какие еще продукты богаты витамином А?
Дети: Молоко, сливочное масло, рыбий жир, зерна кукурузы, зеленый горошек, щавель.
Айболит: Молодцы, я вижу толк.
Ведь говорил, что все он знает,
Незнайка: Я вздыхаю и молчу –
Девочка: А быть может в синем небе
Вспомнишь ты о черном хлебе?
Незнайка: Черный хлеб? Сказала тоже !
Айболит: Погоди, спешить не гоже,
Черный хлеб здоровью нужен:
С ним ты будь почаще дружен.
Хлеб: На Незнайку я глядел,
Да и я с виду черный очень.
Но скажу вам, между прочим,
Айболит: Очень верно ты подметил.
Дети: В отрубях, в хлебных дрожжах, в грецких орехах.
Айболит: Угадал! Верно, ребятишки, витамины группы В делают человека бодрым, сильным, укрепляют нервную систему.
Девочка: И помогает хорошо учиться!
( Раздает витаминки, Незнайка торопливо их ест)
Незнайка: И скажу вам день и ночь
Айболит: Ты прочти на этикетке,
Как часто нужно есть эти «конфетки».
( Незнайка читает и недовольно разводит руками. На сцену выходит Картошка).
Айболит: А ты, Картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята.
Картошка: И знают все в моем лице
Представлен витамин здесь С.
Я лишь одно хочу спросить:
Дети: Закладывать картофель нужно в кипящую воду, варить с закрытой крышкой, а вода должна покрывать картошку.
Айболит: Еще припомните, ребята, какая польза от витамина С.
Дети: Витамин С предупреждает заболевание цингой, укрепляет здоровье.
Айболит: Правильно, ребята. А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике? На Руси плоды шиповника, как лекарство от цинги, ценились очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Для сбора плодов шиповника в 16 – 17 веках в оренбургские степи экспедиции отправлялись под охраной конных «травников» и «лекарей». По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Я советую вам высаживать шиповник на пришкольном участке, вдоль дорог. А кто из вас умеет готовить настой шиповника? Тогда посмотрите, как это делается. (Демонстрирует приготовление настоя) Берете ложку сухих ягод, завариваете стаканом кипятка в любой посуде, за исключением медной и железной, кипятите 10 – 15 минут, настаиваете напиток в течение 24 часов, затем процеживаете через полотно или двойной слой марли. Получается ароматный и вкусный напиток красного цвета. Если пить его по стакану каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и веселое настроение.
Айболит: Глядите, дети, — вот и диво:
В гости к нам пришла Крапива!
Зачем пришла! Позволь узнать?
Нас будешь жалить и хлестать?
Крапива: Не буду! Дайте мне сказать
Про витамины, про здоровье.
И кто растит цыплят, гусей,
Должны дружить с листвой моей!
Гораздо больше, чем в яйце,
Чем в овощах, картошке, фруктах,
И многих пищевых продуктах.
5 день
Закрытие недели природоведения
Линейка
Вот и подошла к концу неделя природоведения. Во всех классах прошли викторины, конкурсы, олимпиады. За эту неделю вы многое вспомнили и приобрели новые знания. Вот мы сейчас и проверим, действительно ли это так.
Постарайтесь правильно ответить на вопросы нашей викторины:
1. Вьют ли перелётные птицы гнёзда в тёплых странах? (нет)
2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
3. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский)
4. Кто трижды родится? (бабочка)
5. Растёт ли дерево зимой? (нет)
6. Какие птицы роют норки для своих гнёзд? (ласточки, стрижи-береговушки)
7. Какие птенцы не знают своей матери? (кукушата)
8. Почему кустарники дикой розы называют шиповником?
9. Жирным или тощим залегает в спячку медведь?
10. Какие ещё звери залегают в зимнюю спячку? (ёж,
Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотистые, уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись!
И вдруг вспорхнули яблоки,
С ним тягаться трудно в беге.
Есть просто храм, есть храм науки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
С каждым годом заметнее это.
Оставляет нам жаркое лето.
Откровенье цветов луговых
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
И не видели, как из-под ног
Безнадёжно гвоздики глядели.
Я предлагаю отправиться в лес, остановиться на полянке.
Чёй-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю когда в лесу красиво, когда окоянные птицы поют, у меняя от них голова болит. Давай мы с тобой, дружочек, всё здесь по-своему переделаем! А?
Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше, Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!
(безобразничают, кричат, мусорят, Леший лезет в гнездо)
Ребята, что мы видим! Ужас какой! Можно ли так себя вести? Крикнем все очень громко: «Нельзя!»
Ой, что это? Гром что-ли? Али сила нечистая? Мы кажется её и не звали, сами управимся. (Леший от крика падает с дерева и за ним гнездо с яйцами)
Ой, боюсь! Сгинь, нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!
Что вы тут хулиганите, всё ломаете, рвёте, гнёзда разоряете?
Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, веток наломали, вместе бы в баньку сходили. Бабуся, давай их пригласим вместе похулиганить. Хи…
Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать и безобразничать.
Друзья, надо как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего. Я позову Лесовичка.
Ах вы, безобразники! Разве можно лес обижать и веточки ломать? Птичьи гнёзда разорять?
Конечно нельзя! Ведь деревья, цветы, птицы – все они живые.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
На планете мы останемся одни!
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Ребятушки, мы всё поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить.
В лесу! Сейчас мы быстренько приберёмся на поляне, соберём весь мусор. Пока!
Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво!
В процессе викторин и олимпиад были выявлены самые лучшие знатоки предмета Окружающий мир. Пришло время вручения грамот. Не забудьте сопровождать награждение победителей громкими аплодисментами.
В 1 классах прошли викторины. В результате грамотами награждаются………
Во 2, 3, 4 классах были проведены олимпиады
Грамотами за 3 место награждаются…….
За 2 место грамоты вручаются…..
Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье подарить –
Гриб в лесу; ромашку на лугу;
Небо в час восхода и заката, иву над рекой…
Естествознание. 10 класс
Конспект урока
Урок 43. «Движение в живой природе»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Какой механизм лежит в основе движения живых организмов?
- Как действуют биологические моторы?
- Как работают мышцы?
- Каков механизм движения отдельных клеток и одноклеточных организмов?
Биологические моторы, моторные белки или молекулярные моторы (англ. biological motors или motor proteins, molecular motors) — белковые комплексы, генерирующие механическое усилие для осуществления движения клеток, внутриклеточного транспорта и других биологических процессов.
Миозин – ( от греч. mys, род. падеж myos-мышца), белок сократит. волокон мышц. Его содержание в мышцах ок. 40% от массы всех белков (в др. тканях и клетках 1-2%). Обладает каталитической активностью: расщепляет аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ) с освобождением энергии, которая используется при мышечном сокращении.
Актин — белок мышечных волокон, участвующий в сократительных процессах в клетке. Способен образовывать длинные нити – микрофиламенты. На каждой молекуле актина присутствуют участки, комплементарные определенным участкам на головках молекул миозина, способные взаимодействовать с ними, с образованием актомиозина – основного сократительного белка мышц. Содержится преимущественно в клетках мускульных тканей
Миофибриллы — (др.-греч. μυς, род.п. μύος «мышца» + лат. fibrilla «волоконце, ниточка») это сократительные элементы мышечного волокна. Образованы комплексом актиновых и миозиновых белков.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 189 – 192.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Одним из проявлений жизнедеятельности организмов является движение. Оно позволяет живым существам не только активно взаимодействовать с окружающей средой, добывать пищу, осваивать новые территории, защищаться. Так же перемещения разного рода встречаются внутри клетки. Они обеспечивают функционирование ее как целостной системы: расхождение хромосом при делении, движение вакуолей и др. В основе такого многообразия форм движения лежит механическое движение.
Описывая любое механическое движение можно выявить силы, вызвавшие его. В частности, движение автомобиля вызывает сила давления газов на поршень в моторе, яблоко падает под действием силы притяжения Земли. Причиной механического движения живых организмов являются специфические химические реакции. Главную роль в которых играют специализированные белки – молекулярные моторы.
Отличительной особенностью белков-молекулярных моторов является возможность изменять свою форму, используя энергию АТФ. К числу таких биологических моторов относится белок миозин. Внешне вид молекулы миозина можно представить как нить с головкой на одном из концов, которая способна к перемещению относительно нити. Молекулы миозина имеют рецепторы к нитям другого белка – актина. Вместе они образуют актин-миозиновый комплекс. Молекулы миозина могут перемещаться вдоль нитей актина. При чем это перемещение может быть значительным, благодаря цикличности в их взаимодействии, поэтому их называют актин-миозиновым мотором. КПД такого микромоторов значительно превышает КПД макромоторов, создаваемых человеком. Регуляцию работы этого моторы осуществляют ионы Ca 2+.
Основу работы мышцы составляет работа множества элементарных актин-миозиновых моторов. Мышечные волокна представлены пучками сократительных белков – миофибриллами. При сокращении мышцы миозина стягивают длинные нити актина, в результате чего сокращение мышц может достигать 50%.
Подобные механизмы биологических моторов позволяют осуществлять многообразие форм движения на клеточном уровне. В том числе изменение формы клетки (амеба, лейкоциты), перемещение макромолекул и органелл внутри клеток. Альтернативными формами движения обладают клетки, перемещающиеся с помощью жгутиков и ресничек. В этом случае биологические моторы перемещаются по микротрубочкам, приводя их в движение. Некоторые моторы осуществляют работу с ДНК (ДНК-полимеразы, РНК-полимеразы), перемещают рибосому вдоль м-РНК.
Несмотря на огромное разнообразие форм движения живых существ, все они оказываются достаточно сходными и основанными на одних и тех же молекулярных механизмах.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
В основе работы мышц лежит:
- Работа актин-миозиного мотора;
- Движение микротрубочек;
- Движение веществ по градиенту концентраций;
- Изменение тургорного давления мышечных клеток.
Ответ: работа актин-миозиного мотора;
Пояснение: мышечные волокна представлены пучками актин-миозиновых белков – миофибрилл. Движение миозиновых волокон относительно актиновых волокон приводит к сокращению мышц.
2. Найдите ошибку (ошибки) и вычеркните их.
«Механическая работа при действии биологического мотора осуществляется за счет энергии химических связей углеводов и АТФ, а также световой энергии у растений.»
Ответ: «Механическая работа при действии биологического мотора осуществляется за счет энергии химических связей углеводов и АТФ, а также световой энергии у растений.»
Пояснение: Универсальным источником энергии для биохимических процессов в клетке являются молекулы АТФ.
Источник