3 живой мотор который приводит в движение

Содержание (стр. 4 )

3 живой мотор который приводит в движение

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

3 живой мотор который приводит в движение

1. Верхний слой земли, в котором растут растения.

2. Одна из составных частей почвы.

3. Вещество, повышающее плодородие почвы.

4. Основное свойство почвы.

Кроссворд «Организм человека и охрана здоровья».

1. Что придаёт форму телу, обеспечивает движение тела, защищает от повреждения?

2. Благодаря какому органу наши конечности могут сгибаться и разгибаться?

3. «Живой мотор», приводящий в движение кровь человека?

4. Органы, которые можно сравнивать с огромной рекой, имеющей множество притоков, и в которой движется кровь.

5. Что обеспечивает связь мышц и костей скелета?

Кроссворд «Использование и охрана природы человеком».

1. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве.

2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы.

3. Распространённое вещество, встречающееся на земле в трёх состояниях.

4. Верхний слой земли, в котором растут растения.

5. Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее её.

6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без света, воды, воздуха.

7. Название учебного предмета, изучаемого в школе.

Классный час « Друзья здоровья»

Действующие лица: Доктор Айболит, Незнайка, Морковь, Девочка, Хлеб, Картошка, Крапива.

Ведущий: Ребята, в гости к нам спешит

Друзей здоровья нам покажет,

Про них расспросит и расскажет.

Как сильным выглядеть, отважным.

Айболит: Корнея Чуковского читали

Айболит: Меня, ребята, вы узнали?

Айболит: Так я тот самый Айболит,

Но к вам приехал не за тем,

Чтоб ставить градусники всем.

Здесь надеюсь все здоровы?

Айболит: Зубы чистите всегда?

Айболит: Знать хочу еще ответ:

Айболит: И Айболит, конечно, рад

Я к вам спешил из дальних стран,

Теперь ведь времена не те.

Наверно, вы читали книжки про витамины?

Кто из вас толково все расскажет

Подарком скромным наградит.

Незнайка: Позвольте, доктор Айболит…

Незнайка я. Мне все известно

Вот лучше дай ты нам совет

Айболит: Постой, постой, дружок Незнайка!

Коль много знаешь – отвечай-ка!

Вот витамин такой есть – А.

Айболит: Дети, дайте мне ответ,

Айболит: Проясним мы обстановку

Морковка: В огороде, в поле, дома,

Морковь: И сладка я, и вкусна,

Айболит: А, ну, ребята, подскажите Незнайке, какие еще продукты богаты витамином А?

Дети: Молоко, сливочное масло, рыбий жир, зерна кукурузы, зеленый горошек, щавель.

Айболит: Молодцы, я вижу толк.

Ведь говорил, что все он знает,

Незнайка: Я вздыхаю и молчу –

Девочка: А быть может в синем небе

Вспомнишь ты о черном хлебе?

Незнайка: Черный хлеб? Сказала тоже !

Айболит: Погоди, спешить не гоже,

Черный хлеб здоровью нужен:

С ним ты будь почаще дружен.

Хлеб: На Незнайку я глядел,

Да и я с виду черный очень.

Но скажу вам, между прочим,

Айболит: Очень верно ты подметил.

Дети: В отрубях, в хлебных дрожжах, в грецких орехах.

Айболит: Угадал! Верно, ребятишки, витамины группы В делают человека бодрым, сильным, укрепляют нервную систему.

Девочка: И помогает хорошо учиться!

( Раздает витаминки, Незнайка торопливо их ест)

Незнайка: И скажу вам день и ночь

Айболит: Ты прочти на этикетке,

Как часто нужно есть эти «конфетки».

( Незнайка читает и недовольно разводит руками. На сцену выходит Картошка).

Айболит: А ты, Картошка, чем богата?

Тебя ведь любят все ребята.

Картошка: И знают все в моем лице

Представлен витамин здесь С.

Я лишь одно хочу спросить:

Дети: Закладывать картофель нужно в кипящую воду, варить с закрытой крышкой, а вода должна покрывать картошку.

Айболит: Еще припомните, ребята, какая польза от витамина С.

Дети: Витамин С предупреждает заболевание цингой, укрепляет здоровье.

Айболит: Правильно, ребята. А знаете ли вы, что витамина С очень много в шиповнике? На Руси плоды шиповника, как лекарство от цинги, ценились очень дорого. Их обменивали на атлас, бархат, собольи меха. Для сбора плодов шиповника в 16 – 17 веках в оренбургские степи экспедиции отправлялись под охраной конных «травников» и «лекарей». По содержанию витамина С шиповник занимает первое место в растительном мире. Я советую вам высаживать шиповник на пришкольном участке, вдоль дорог. А кто из вас умеет готовить настой шиповника? Тогда посмотрите, как это делается. (Демонстрирует приготовление настоя) Берете ложку сухих ягод, завариваете стаканом кипятка в любой посуде, за исключением медной и железной, кипятите 10 – 15 минут, настаиваете напиток в течение 24 часов, затем процеживаете через полотно или двойной слой марли. Получается ароматный и вкусный напиток красного цвета. Если пить его по стакану каждый день, то это укрепит ваше здоровье, придаст бодрость и веселое настроение.

Айболит: Глядите, дети, — вот и диво:

В гости к нам пришла Крапива!

Зачем пришла! Позволь узнать?

Нас будешь жалить и хлестать?

Крапива: Не буду! Дайте мне сказать

Про витамины, про здоровье.

И кто растит цыплят, гусей,

Должны дружить с листвой моей!

Гораздо больше, чем в яйце,

Чем в овощах, картошке, фруктах,

И многих пищевых продуктах.

5 день

Закрытие недели природоведения

Линейка

Вот и подошла к концу неделя природоведения. Во всех классах прошли викторины, конкурсы, олимпиады. За эту неделю вы многое вспомнили и приобрели новые знания. Вот мы сейчас и проверим, действительно ли это так.

Постарайтесь правильно ответить на вопросы нашей викторины:

1. Вьют ли перелётные птицы гнёзда в тёплых странах? (нет)

2. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

3. Какой жук носит название того месяца, в котором родился? (майский)

4. Кто трижды родится? (бабочка)

5. Растёт ли дерево зимой? (нет)

6. Какие птицы роют норки для своих гнёзд? (ласточки, стрижи-береговушки)

7. Какие птенцы не знают своей матери? (кукушата)

8. Почему кустарники дикой розы называют шиповником?

9. Жирным или тощим залегает в спячку медведь?

10. Какие ещё звери залегают в зимнюю спячку? (ёж,

Огромная кошка мелькнёт за стволами,

Глаза золотистые, уши с кистями.

Но это не кошка, смотри, берегись!

И вдруг вспорхнули яблоки,

С ним тягаться трудно в беге.

Есть просто храм, есть храм науки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

С каждым годом заметнее это.

Оставляет нам жаркое лето.

Откровенье цветов луговых

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «Стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

И не видели, как из-под ног

Безнадёжно гвоздики глядели.

Я предлагаю отправиться в лес, остановиться на полянке.

Чёй-то я сегодня, милый друг, какая-то вредная. Не люблю когда в лесу красиво, когда окоянные птицы поют, у меняя от них голова болит. Давай мы с тобой, дружочек, всё здесь по-своему переделаем! А?

Это ты хорошо придумала, Бабуся-Ягуся! Ты цветов нарви, да побольше, Кикимора их очень любит. А я веточек для веников наломаю, вот будет нам хорошая банька!

(безобразничают, кричат, мусорят, Леший лезет в гнездо)

Ребята, что мы видим! Ужас какой! Можно ли так себя вести? Крикнем все очень громко: «Нельзя!»

Ой, что это? Гром что-ли? Али сила нечистая? Мы кажется её и не звали, сами управимся. (Леший от крика падает с дерева и за ним гнездо с яйцами)

Ой, боюсь! Сгинь, нечистая сила! Сгинь! Ой-ой-ой!

Что вы тут хулиганите, всё ломаете, рвёте, гнёзда разоряете?

Бабусенька-Ягусенька, к нам гости пожаловали! Милые гости, не ждали мы вас, а то бы побольше нарвали цветов, веток наломали, вместе бы в баньку сходили. Бабуся, давай их пригласим вместе похулиганить. Хи…

Проходите, гости дорогие, будем вместе вредничать и безобразничать.

Друзья, надо как-то остановить Бабу-Ягу и Лешего. Я позову Лесовичка.

Ах вы, безобразники! Разве можно лес обижать и веточки ломать? Птичьи гнёзда разорять?

Конечно нельзя! Ведь деревья, цветы, птицы – все они живые.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни!

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Ребятушки, мы всё поняли и теперь не будем вредничать и хулиганить.

В лесу! Сейчас мы быстренько приберёмся на поляне, соберём весь мусор. Пока!

Вот и порядок на поляне, сразу стало чисто и красиво!

В процессе викторин и олимпиад были выявлены самые лучшие знатоки предмета Окружающий мир. Пришло время вручения грамот. Не забудьте сопровождать награждение победителей громкими аплодисментами.

В 1 классах прошли викторины. В результате грамотами награждаются………

Во 2, 3, 4 классах были проведены олимпиады

Грамотами за 3 место награждаются…….

За 2 место грамоты вручаются…..

3 живой мотор который приводит в движение

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье подарить –

Гриб в лесу; ромашку на лугу;

Небо в час восхода и заката, иву над рекой…

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Урок 43. «Движение в живой природе»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какой механизм лежит в основе движения живых организмов?
  • Как действуют биологические моторы?
  • Как работают мышцы?
  • Каков механизм движения отдельных клеток и одноклеточных организмов?

Биологические моторы, моторные белки или молекулярные моторы (англ. biological motors или motor proteins, molecular motors) — белковые комплексы, генерирующие механическое усилие для осуществления движения клеток, внутриклеточного транспорта и других биологических процессов.

Миозин – ( от греч. mys, род. падеж myos-мышца), белок сократит. волокон мышц. Его содержание в мышцах ок. 40% от массы всех белков (в др. тканях и клетках 1-2%). Обладает каталитической активностью: расщепляет аденозинтрифосфорную кислоту (АТФ) с освобождением энергии, которая используется при мышечном сокращении.

Актин — белок мышечных волокон, участвующий в сократительных процессах в клетке. Способен образовывать длинные нити – микрофиламенты. На каждой молекуле актина присутствуют участки, комплементарные определенным участкам на головках молекул миозина, способные взаимодействовать с ними, с образованием актомиозина – основного сократительного белка мышц. Содержится преимущественно в клетках мускульных тканей

Миофибриллы — (др.-греч. μυς, род.п. μύος «мышца» + лат. fibrilla «волоконце, ниточка») это сократительные элементы мышечного волокна. Образованы комплексом актиновых и миозиновых белков.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 189 – 192.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одним из проявлений жизнедеятельности организмов является движение. Оно позволяет живым существам не только активно взаимодействовать с окружающей средой, добывать пищу, осваивать новые территории, защищаться. Так же перемещения разного рода встречаются внутри клетки. Они обеспечивают функционирование ее как целостной системы: расхождение хромосом при делении, движение вакуолей и др. В основе такого многообразия форм движения лежит механическое движение.

Описывая любое механическое движение можно выявить силы, вызвавшие его. В частности, движение автомобиля вызывает сила давления газов на поршень в моторе, яблоко падает под действием силы притяжения Земли. Причиной механического движения живых организмов являются специфические химические реакции. Главную роль в которых играют специализированные белки – молекулярные моторы.

Отличительной особенностью белков-молекулярных моторов является возможность изменять свою форму, используя энергию АТФ. К числу таких биологических моторов относится белок миозин. Внешне вид молекулы миозина можно представить как нить с головкой на одном из концов, которая способна к перемещению относительно нити. Молекулы миозина имеют рецепторы к нитям другого белка – актина. Вместе они образуют актин-миозиновый комплекс. Молекулы миозина могут перемещаться вдоль нитей актина. При чем это перемещение может быть значительным, благодаря цикличности в их взаимодействии, поэтому их называют актин-миозиновым мотором. КПД такого микромоторов значительно превышает КПД макромоторов, создаваемых человеком. Регуляцию работы этого моторы осуществляют ионы Ca 2+.

Основу работы мышцы составляет работа множества элементарных актин-миозиновых моторов. Мышечные волокна представлены пучками сократительных белков – миофибриллами. При сокращении мышцы миозина стягивают длинные нити актина, в результате чего сокращение мышц может достигать 50%.

Подобные механизмы биологических моторов позволяют осуществлять многообразие форм движения на клеточном уровне. В том числе изменение формы клетки (амеба, лейкоциты), перемещение макромолекул и органелл внутри клеток. Альтернативными формами движения обладают клетки, перемещающиеся с помощью жгутиков и ресничек. В этом случае биологические моторы перемещаются по микротрубочкам, приводя их в движение. Некоторые моторы осуществляют работу с ДНК (ДНК-полимеразы, РНК-полимеразы), перемещают рибосому вдоль м-РНК.

Несмотря на огромное разнообразие форм движения живых существ, все они оказываются достаточно сходными и основанными на одних и тех же молекулярных механизмах.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

В основе работы мышц лежит:

  • Работа актин-миозиного мотора;
  • Движение микротрубочек;
  • Движение веществ по градиенту концентраций;
  • Изменение тургорного давления мышечных клеток.

Ответ: работа актин-миозиного мотора;

Пояснение: мышечные волокна представлены пучками актин-миозиновых белков – миофибрилл. Движение миозиновых волокон относительно актиновых волокон приводит к сокращению мышц.

2. Найдите ошибку (ошибки) и вычеркните их.

«Механическая работа при действии биологического мотора осуществляется за счет энергии химических связей углеводов и АТФ, а также световой энергии у растений.»

Ответ: «Механическая работа при действии биологического мотора осуществляется за счет энергии химических связей углеводов и АТФ, а также световой энергии у растений.»

Пояснение: Универсальным источником энергии для биохимических процессов в клетке являются молекулы АТФ.

Источник